«Жертве сложно признаться, что ее обманули, и она идет до конца». Воронежцам рассказали, как помочь пострадавшим от кибермошенников
Советы дали представители банка, полиции и психолог
Екатерина Бутцева, 10 сентября, 20:00
Во вторник, 10 сентября, в воронежском Доме журналистов состоялся круглый стол на тему «Кибермошенничество: способы профилактики и борьбы». В ходе беседы начальник отдела экономической безопасности Центрально-Черноземного банка Сбербанка Евгений Руднев, заместитель начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по Воронежской области Дмитрий Глушков и директор Учебного центра «Институт практической психологии «Терра» Анна Гурина рассказали присутствующим о самых распространенных способах кибермошенничества, методах борьбы с ними, а также о механизмах влияния мошенников на психику человека.
Психологические методы влияния на жертву
Анна Гурина пояснила, что, несмотря на то, что виды мошенничества изменились, способы воздействия на людей остались те же. Это – манипуляция и атака. Злоумышленники чаще всего давят на боль, удовлетворение потребностей и страх. Дальше уже работают классические инструменты, связанные не просто с манипуляцией, а даже с гипнозом.
– Раньше мы говорили, например, что есть люди, которые более внушаемы и менее. А сегодня считается, что вопрос внушаемости уже не так работает с точки зрения манипулирования. Если мошенник смог найти болевую точку, то он введет человека в неадекватное состояние при любых исходных, поэтому стать жертвой кибермошенничества может любой человек, – объяснила психолог.
Даже если сам человек понимает, что он сейчас делает что-то не так, то подключаются такие чувства, как стыд и отчаяние. Жертве сложно признаться, что ее обманули, и она идет до конца.
Человеку, который только собирается передать деньги мошенникам, необходима помощь близкого. В таких ситуациях люди скорее доверяют злоумышленникам, чем представителям банков или правоохранительных органов. Хорошо, если рядом окажется человек, которому жертва доверяет.
Человеку нужен человек
В государственных поликлиниках появились кабинеты психологов, можно обратиться к ним. Кроме того, есть номера экстренной психологической помощи. Но пожилые люди редко идут к этим специалистам, поэтому здесь выходит на первый план поддержка близких. Человек в этот момент ощущает отчаянье, потерю, связанную с чувством вины. Самое важное, чтобы пострадавший не закрывался в себе, а делился своими переживаниями с другими. В этой ситуации человеку нужен именно человек.
Слушателю тоже важно правильно реагировать. Не бросаться помогать какими-то действиями, а просто слушать.
– Человеку важно присутствие, чтобы кто-то оказался рядом. Разделил боль, страх, потрясение. Важно спросить: «Какая тебе нужна помощь? Куда-то сходить, позвонить? Хорошо, я могу это сделать». Если человек говорит: я уже это все сделал, мне просто плохо, тогда достаточно сказать, что я с тобой рядом, я разделяю твои чувства, понимаю тебя, – пояснила Анна Гурина.
Самые популярные способы кибермошенничества
По статистике банка, 85% всех мошенничеств совершаются через телефон. И если в 2021 году у граждан России было украдено 90 млрд рублей, то за 8 месяцев 2024 года уже 150 млрд рублей. И этот показатель растет из года в год. Данные подтверждает и Дмитрий Глушков. В сравнении с прошлым годом рост кибермошенничества в Воронежской области составил 13%, а материальный ущерб увеличился на 400 млн. Если в прошлом году мошенники за 8 месяцев украли 900 млн, то сейчас – 1 млн 250 тыс.
По данным банка, около одного млн хакеров-мошенников действуют под руководством западных кураторов. Конечно, встречаются такие деятели и в России.
Среди популярных способов кибермошенничества выделяют следующие:
- создание поддельных аккаунтов, мессенджеров от имени ваших знакомых, руководителей;
- приглашения через ссылки принять участие в акциях, лотереях, заданиях с последующим получением призов;
- установка программного обеспечения – злоумышленники присылают ссылки, пройдя по которой происходит автоматическое списание денег со счетов;
- фишинг – это тип кибератаки, направленный на то, чтобы обманом заставить людей раскрыть свои логины и пароли;
- инвестирование в мошеннические схемы, в погоне за быстрой и высокой прибылью: злоумышленники просят разместить деньги в криптовалюте или поучаствовать в финансовой пирамиде;
- романтические знакомства, анонимы просят выслать средства под предлогом оплаты переезда с дальнейшим заключением брака;
- на кибермошенников можно попасть при поиске работы в интернете: злоумышленники просят пройти платное обучение или купить какую-то дополнительную литературу.
Кроме этого, есть случаи, когда мошенники просят совершить какое-то преступление. Чаще всего это происходит, когда жертва уже перевела деньги и при помощи преступных действий пытается вернуть их обратно.
– Обычно люди становятся жертвами таких атак из-за излишней доверчивости, низкого уровня самоконтроля, склонности к сотрудничеству. Иногда мошенники предлагают просто поучаствовать в раскрытии данных преступных схем, которые сами организовали. В этих случаях действия жертв совершенно не поддаются никакому логическому, разумному объяснению и очень часто заходят очень далеко, – рассказал Евгений Руднев.
Он показал видео инцидента, имевшего место в начале этого года. Два молодых человека забежали в офис банка и устроили пожар при помощи петард. Молодые люди до этого не были знакомы, их свели преступники через интернет. Однако прежде парни перевели значительную сумму злоумышленникам. За год по всей стране состоялось 18 подобных нападений.
Главным способом борьбы с кибермошенниками Дмитрий Глушков считает профилактику.
– Долг каждого гражданина предупреждать своих близких о кибермошенничестве. Вспомогательную информацию можно легко найти, но лучше, когда ей делятся родственники. К сожалению, в век современных технологий достаточно много способов для преступников остаться анонимными, поэтому такие преступления раскрывать очень сложно и чаще всего невозможно, – объяснил сотрудник правоохранительных органов.
В России 25 июля вступил в силу закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы денежных средств, если информация о получателе есть в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций. В противном случае кредитная организация будет обязана вернуть клиенту похищенные злоумышленниками деньги в течение 30 дней. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».