Здоровый интерес. РИА «Воронеж» провело правовой семинар для представителей мединдустрии
Участники обсудили актуальные вопросы соблюдения закона о рекламе.
Лариса Милохина, 26 марта 2018, 10:35
Правовой семинар РИА «Воронеж» по вопросам соблюдения закона о рекламе собрал более 20 руководителей и специалистов по маркетингу ведущих воронежских клиник в Доме журналистов в четверг, 22 марта. Приглашенным экспертом выступила старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.
Регулирование рекламы медицинских услуг уже несколько лет остается одним из наиболее дискуссионных аспектов профильного закона. В 2014 году участники медицинского рынка из-за технической ошибки законодателя оказались вне правового поля – почти полгода реклама их услуг была под запретом. Но и отмена этого запрета принесла не меньше сложностей. Закон ввел серьезные ограничения на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Параллельно с этим в КоАП внесли изменения, вдвое увеличившие минимальный штраф за нарушение закона в части рекламы медуслуг.
– И рекламораспространители, и рекламодатели медицинской индустрии заинтересованы сегодня в формировании адекватной правоприменительной практики. Поэтому мы собрались, чтобы в дальнейшем работать в одном ключе, в одном понятийном поле, и делать это качественно, эффективно и безопасно, – отметила директор РИА «Воронеж» Наталья Тесленко.
Нынешние нормы закона до сих пор не получили однозначного толкования среди юристов и контролирующих органов. Лишь в конце сентября 2017 года появилось разъяснительное письмо ФАС, отчасти разграничившее понятия медицинских услуг и методов – ключевых в медицинской рекламе. Однако вопросов и «узких мест» в законе все еще много, поэтому юридическая премодерация рекламных материалов – одно из основных направлений деятельности Центра по защите прав СМИ. Если в 2017 году юристы Центра провели около 2 тыс. консультаций по рекламе, то за неполные три месяца 2018-го – уже 280.
– Несмотря на сложности и специфику рекламирования медицинской деятельности, мы должны в этом разобраться. И хотя большая часть ответственности лежит на рекламодателе, по некоторым пунктам стороны несут солидарную ответственность, и риски каждой в случае ошибки очень высоки. Ограничения нужно знать (их не так много), соблюдать и, безусловно, взаимодействовать с ФАС, – подчеркнула Светлана Кузеванова.
Эксперт отметила, что в Воронежской области сложилось адекватное толкование закона о рекламе со стороны контролирующего органа – ни одно решение территориальной ФАС не было обжаловано в судебном порядке, а отменяемость ее предписаний составляет всего 2,5%. Количество нарушений закона о рекламе также сокращается – с более чем 40 в 2016 году до 16 нарушений в 2017-м.
Юрист Центра защиты прав СМИ познакомила приглашенных гостей с судебной практикой и наиболее типичными ошибками при рекламе медицинских услуг, напомнила об обязательных и рекомендательных требованиях законодателя. Эксперт также ответила на заданные вопросы – как должны быть оформлены отзывы о клинике, какими пометками сопровождать рекламу медуслуг, в каких случаях можно использовать образ медицинского работника и каковы особенности рекламы медучреждений на выставках и в соцсетях.
Кроме правовых аспектов участники встречи, в свою очередь, отметили и важное социальное значение медицинской рекламы.
– В нашей дискуссии есть еще один заочный участник – потребитель медицинских услуг. Медицина не стоит на месте, и многие ее открытия заслуживают стать предметом общественного интереса. Важно, чтобы закон это учитывал и соблюдал баланс между правом потребителей узнавать значимую информацию о достижениях в медицине и ограничениями в рекламных сообщениях, – подчеркнула руководитель отдела маркетинга и PR «Эс Класс Клиник Воронеж» Елена Ефимова.
– Действительно, рамки закона не всегда позволяют нам полноценно коммуницировать с потребителем на ту или иную тему, но мы должны их придерживаться. Информация, услышанная сегодня, была полезна и поможет нам и нашим коллегам избежать многих ошибок, – сказала исполнительный директор клиники «Доктор Ч» Ольга Русан.
– Законодательная база – сложная и многогранная система со своими нюансами. Подобные семинары очень помогают систематизировать правовые знания. Я думаю, все участники этой встречи теперь будут более грамотно анализировать свои рекламные коммуникации как с точки зрения рисков, так и с точки зрения неиспользованных возможностей. Важно, что мы сможем более аргументированно общаться с медиаюристами и отличать законодательные ограничения от перестраховки, – поделилась специалист по связям с общественностью Областного диагностического центра Алена Черевко.
– Очень важно получать ответы на свои вопросы от того, кто с тобой на одной стороне баррикад, от эксперта-практика. И это самое ценное в таких встречах – обменяться опытом и узнать, где получить квалифицированную помощь в сложных ситуациях. В законе много неоднозначных формулировок, и зачастую мы могли учиться только на ошибках – своих и коллег, а теперь у нас есть инструмент профилактики, – отметила советник генерального директора санатория имени Горького Ирина Голованева.
– Семинар расставил практически все точки над «i» в самых сложных вопросах рекламной практики. Я уверена в правильности тех требований, которые касаются добросовестности и достоверности медицинской рекламы. В то же время нужно уходить от разночтений в понимании специальных медицинских терминов и понятий. Закон должен быть внятным, не допускающим вольных трактовок. В нем должны быть формализованные вещи, которые легко проверить и на которые можно ссылаться. И я думаю, что именно такой трехсторонний формат обсуждения – рекламодатели, медиа и юристы – поможет нам выработать единую позицию и в конечном счете получить обратную связь и от контролирующих органов, и от законодателя, – резюмировала исполнительный директор федеральной группы компаний «Мать и дитя» Анжелика Стрижакова.
Кейтеринг-сопровождение семинара от РИА «Воронеж» подготовил ресторан грузинской кухни «Тифлис».
Справка РИА «Воронеж»
Центр защиты прав СМИ – экспертная организация международного уровня, с 1996 года оказывает правовую помощь журналистам, блогерам, фотографам. Ежегодно ведет до 100 судебных процессов на стороне прессы, в том числе в Европейском суде по правам человека. В постоянном режиме консультирует более 100 редакций СМИ по всей России, проводит правовую экспертизу в информационной сфере, организует образовательные мероприятия в области медиаправа. Юристы Центра – авторы целого ряда практических правовых пособий для редакторов, журналистов, медиаюристов. Центр поддерживает в актуальном состоянии Базу данных российской судебной практики в области информационного права www.media-pravo.info.