Завидная «дедовщина»
21 апреля внучке депутата первых созывов Государственной думы России, полного Георгиевского кавалера Григория Федорова — Наталье Сушковой исполнилось 92 года
Леонид Шифрин, 22 апреля 2013, 09:48
Супруг Пятерим всю жизнь звал ее «Натали». Чуть ли не каждый день до самой своей смерти он дарил ей цветы и чуть ли не на руках носил. Вместе они прожили 60 лет. И хотя в Воронеже у Натальи Петровны полным-полно родных, которые навещают ее каждый день, она часто общается с фотографией мужа, которая стоит на комоде. А будь у нее Интернет, точно пообщалась бы и с портретом своего деда Григория Федорова — человека необычной судьбы, чьи краткое жизнеописание и портрет можно найти в любой поисковой системе Всемирной паутины.
Обычный крестьянин Смоленской губернии Григорий Федоров во время русско-японской войны за храбрость и побег из плена был награжден георгиевскими крестами всех четырех степеней. В феврале 1907 года был избран в члены II Государственной Думы от Смоленской губернии съездом уполномоченных от волостей. В октябре того же года был избран в члены и III Государственной Думы от Смоленской губернии. По некоторым данным, скончался 10 марта 1913 года в Ялте, откуда его тело было доставлено на родину.
Впрочем, наша героиня помнить своего деда не могла, она родилась в 1921 году. А вот главное семейное предание Наталья Петровна не забыла до сих пор:
- В нашей семье все говорили о каком-то золотом кресте, которым якобы Николай II наградил деда за храбрость на полях сражений, - говорит Наталья Петровна. - Это была главная семейная реликвия, которая пропала в годы Гражданской войны.
Из Смоленской губернии после революции семья Федоровых переехала в Баку, там Наталья окончила педучилище и отправилась сеять разумное, доброе и вечное на крайний юг — на границу с Ираном в городишко Пришиб, где и познакомилась с будущим мужем — пограничником Пятеримом Сушковым родом из Воронежской губернии. В 1942 году сыграли свадьбу, а через год супруг отправился в служебную командировку — охранять Тегеранскую конференцию.
- Нас потом судьба бросала по всей стране. После окончания войны переехали в Латвию, где муж гонялся за бандами «лесных братьев», а я чаще спала с пистолетом под подушкой, чем с ним. Потом муж служил под Калининградом, а в 60‑х годах мы переехали поближе к его родине - в Воронеж. Тут и остались, Пятерим демобилизовался и работал уже по гражданским профессиям, я — тоже. За всю жизнь нажили с ним двух детей, трех внуков и пятерых правнуков.
Вот уже 10 лет как Наталья Петровна живет одна. Сохранила здравый ум и цепкую память, правда, слышит неважно, зато не пропускает по телевизору ни одного выпуска новостей. А за новостями из Госдумы совсем не следит — таких орлов, как ее дед, там сегодня не наблюдается.
Свой день рождения пенсионерка встретит, как обычно, — соберет за столом многочисленную родню. Накрутит любимых голубцов, приготовит «соус» — так она почему-то называет тушеную картошку с мясом. А после — обязательно выпьет свои 50 граммов за все хорошее в этой жизни и не забудет спеть свою коронную — «Летят утки».
Эту песню, говорят, уважал не имевший недвижимости за границей смоленский крестьянин, депутат двух Государственных Дум, полный Георгиевский кавалер Григорий Федоров.