Завхоз или политик. Почему воронежский экс-губернатор призвал вернуть прямые выборы мэра

К чему привело изменение в управлении муниципалитетами, рассказали политологи

Евгения Полухина, 1 мая 2021, 12:15

Евгения Полухина

Бывший губернатор Воронежской области, заместитель председателя Госдумы Алексей Гордеев выступил за возвращение прямых выборов мэров. Он заявил, что население должно влиять на жизнь города. В Воронеже высказывание Гордеева оценили на заседании «Клуба политологов» в четверг, 30 апреля. Эксперты определили политические тренды, рассказали, в чем плюсы и минусы перехода управления от всенародных избранников к сити-менеджерам. Чем хозяйственник отличается от политика – в материале РИА «Воронеж».

О чем заявил Алексей Гордеев

Бывший воронежский губернатор Алексей Гордеев высказался о возращении прямых выборов мэра на встрече с представителями активной молодежи региона в Госдуме 23 апреля.

– Это не только ответственность избранного главы города перед населением, но и понимание того, что горожане сами формируют актуальную для города повестку, участвуют в жизни города, – заявил Гордеев. – Жители тем самым берут на себя часть ответственность за состояние города, качество власти. Необходимо только решить вопрос явки, так как опыт прошлых лет показывает, что на выборы мэра приходило менее 20% избирателей. Это, в свою очередь, несло риски попадания во власть людей неподготовленных, популистов.

С чего все начиналось

На заседании «Клуба политологов» последствия отказа от прямых выборов в городах Черноземья, в том числе в Воронеже, разобрал эксперт института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.

Он напомнил, что Воронеж последним в Черноземье перешел на новую систему. Однако еще до этих событий Алексей Гордеев уже организовал модель «зама губернатора по областному центру», пусть и всенародно избранного, направив на выборы вице-губернатора Александра Гусева.

Этому способствовали федеральные тренды. После выборов президента в 2012 году, с одной стороны, начали усиливать контроль за регионами, а с другой губернаторам отдали на откуп модерацию муниципальной власти. Фактически сейчас главы регионов решают, каким образом будут выбраны или назначены городские и районные управленцы.

В Воронеже, когда еще Александр Гусев только исполнял обязанности губернатора, приняли решение перейти к избранию мэра по конкурсу. Специальная комиссия, созданная на 50% из выдвиженцев губернатора, на 50% - гордумы, отбирала кандидатов в мэры. Конечное решение оставалось за городским парламентом, который и остановил выбор на Вадиме Кстенине.

– Эта модель «гибрид» идеи сильного мэра и назначаемого властями «сити-менеджера». При такой модели у мэра прямая подотчетность депутатам, а косвенная региональным властям, – пояснил Слатинов.

К чему привел отказ от прямых выборов

В целом в Черноземье избирать мэров по конкурсу начали с 2015 года. В Воронеже Вадим Кстенин таким образом возглавил город в 2018. Уже сейчас можно подвести промежуточные итоги.

Главная проблема в том, что мэры, которых горожане не выбирали, так и не смогли доказать населению свою легитимность.

Градоначальники попросту «неузнаваемы населением». Как рассказал исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович, результаты социологических исследований таковы, что воронежцы узнают только губернатора, а остальных политиков путают. При этом недовольны действиями власти именно те, кто градоначальника не знает.

Кроме того, по словам Слатинова, одной из предпосылок ухода от прямых выборов, является конфликты в связке губернатор-мэр. Подобное было в Воронеже, когда город возглавлял всенародно избранный Борис Скрынников. Однако и переход к конкурсным системам, по словам Слатинова, окончательно не исключил риски появления конфликтов. В Воронеже сейчас с этим проблем нет, чего не скажешь о Тамбове и Курске.

Лишившись политической силы, мэры не выиграли и финансово. Распределение налогов осталось прежним – большинство сборов идут в регион. С другой стороны, как отметил Слатинов, у муниципалитетов появилось больше возможности получить финансирование, участвуя в областных и федеральных программах.

Один из главных трендов – снижение участия граждан в управлении городом. По мнению Слатинова, взамен жителям отдали возможность влиять на иные процессы, к примеру, на градостроительную и коммунальную сферы. В частности, речь идет о создании ТОСов, инициативного бюджетирования. Грубо говоря, горожане не могут повлиять на выбор управленца, но могут решить, каким цветом будет лавочка в парке.

С этой точкой зрения не согласен председатель комитета по местному самоуправлению Воронежской областной думы Артем Зубков. Он убежден, что ТОС появились еще задолго до конкурсного отбора мэра, и уже успели стать действенным инструментом гражданской ответственности и инициативы.

Что не так с управлением Кстенина

Кстенин достойно исполнил роль «зама губернатора по областному центру». По мнению политологов, власти им довольны. Однако для категории «сильный мэр» Кстенину не хватает одного – публичности. Притом, что нынешний глава сильный хозяйственник, сильным политиком его назвать трудно.

Владимир Слатинов уверен, что для миллионного Воронежа сохранение мэра, как «завхоза» недостаточно. Необходима публичная легитимация власти. Сейчас население не воспринимает его, как законно выбранного градоначальника.

Власти уже работают над тем, как решить эту проблему. Она особенно актуальна пред выборами.

- Создание в Воронеже должности еще одного вице-мэра – по политике – это технологическое решение. Нужна консолидация политического ресурса, это говорит о том, что нельзя деполитизировать управление миллионным городом, – рассказал Слатинов.

Политолог считает, что и городское отделение «ЕР» отдали на откуп Кстенину (предполагается, что именно он его возглавит) по этой же причине. Мэру необходимо укреплять свои позиции, как политика. Партийный статус, возможно, позволит консолидировать лояльный электорат, а Кстенин получит дополнительные очки.

Вернут ли выборы мэра?

Владимир Слатинов считает, что высказывание Гордеева связано исключительно с грядущими выборами в Государственную думу.

– В разных регионах такие инициативы возникают, потому что есть потребность в публичной легитимности. Поэтому выступление Гордеева не является неожиданностью. Кроме того, сказались и низкие результаты по областному центру в прошлом сентябре – всего 35,5% в Воронеже поддержали «Единую Россию». Если Гордеев возглавит список партии на выборах в Госдуму, то ему нужно продемонстрировать, что город он тоже поддерживает.

С этой точкой зрения не согласна профессор кафедры социологии и политологии ВГУ Александра Глухова. Она рассказала, что Алексей Гордеев еще будучи губернатором делал все, чтобы сохранить прямые выборы в Воронеж. Критичным моментом стала низкая явка в областном центре на выборах мэра, когда победил Гусев. Все свелось к тому, что вопрос управления городом воронежцев не интересует – делать выбор они не хотят.

Политолог Владимир Инютин, напротив, считает, что трансформации в политической системе будут, слова Гордеева не просто пиар ход. Но ждать изменений придется долго.

– Гордеев на самом деле выступает за выборы мэра, чем вызывает уважение. Это его долговременная позиция. На федеральном уровне тренда по возращению прежней системы нет, – рассказал Инютин. – Я думаю, что в ближайшее время не стоит ждать, что в Воронеже выборы вернутся. К этому придем постепенно. Вариация выборных системе в регионах будет сохранятся. Каждый регион поступит, исходя из наличия рисков. Наш нынешний мэр не является сильной публичной фигурой, поэтому при возращении прежней системы он будет уязвим. Если глава региона хочет сохранить Кстенина, то он на это не пойдет.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.