Застрелили ради iPhone. В Воронеже двоих парней осудили за убийство 22-летнего морпеха
Молодым людям назначили 34 года колонии на двоих.
Виктория Лушина, 29 марта 2019, 17:33
Воронежский облсуд поставил точку в громком деле об убийстве 22-летнего морпеха из Эртиля Павла Кузовкина. В апреле 2017-го его искали в трех областях, а через десять дней нашли тело в леспополосе. Выяснилось, что парня убили случайные попутчики за iPhone 4, который стоил около 17 тыс. рублей.
За расправу над Павлом суд назначил 26-летнему Андрею Лосеву 18 лет колонии строгого режима, а 22-летнему Сергею Жукову – 16 лет колонии строгого режима.
Случайная встреча
Павел жил с родителями в селе Копыл Эртильского района. Парень отслужил в армии и вернулся домой. На Пасху, 16 апреля 2017 года, молодой человек пошел в эртильское кафе вместе со старшим братом и его женой. Вскоре к ним присоединились две подруги. Молодежь употребляла спиртное, танцевала и веселилась. После полуночи старший брат Павла с супругой поехал домой, а морпех со знакомыми девушками остался в кафе. Когда решили расходиться, парень отправился искать машину, которая подвезет их до дома, и исчез.
Как позже выяснили следователи СК, на стоянке у кафе был припаркован ВАЗ-2101 Андрея Лосева. Парень был в машине вместе с приятелем Сергеем Жуковым. Павел Кузовкин подошел к незнакомым ребятам и попросил подвезти до дома. Молодые люди согласились, Павел сел на переднее сидение. Суд установил, что в пути парень уснул, а его новые знакомые решили убить и ограбить попутчика.
Лосев остановил машину в поле у поселка Красноармейский, взял с заднего сиденья заряженный обрез охотничьего ружья 12 калибра и выстрелил в грудь спящему. После этого водитель передал оружие другу. Жуков также выстрелил в Павла Кузовкина. Молодые люди забрали у парня iPhone 4. Тело закопали в лесополосе неподалеку.
Поиски тела
Уже на следующий день родные Павла Кузовкина забили тревогу. Родители утверждали, что сын до этого никогда не пропадал и всегда оповещал близких, где находится. Родные подали заявление в полицию и подключили к операции волонтеров. Ориентировки на Павла появились в соцсетях и СМИ. Пропавшего морпеха искали в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Близкие до последнего надеялись увидеть Павла живым, но через десять дней в лесополосе обнаружили тело. Место, где закопали убитого, следователям показал Сергей Жуков.
Когда начались поиски, правоохранители вышли на парней, к которым сел в машину Павел Кузовкин. Андрея Лосева и Сергея Жукова вызвали на допрос.
Молодые люди подтвердили, что подвозили попутчика, но в дороге он решил выйти. Парни утверждали, что высадили Павла у ЗАГСа в Эртиле. Следователи посмотрели записи с камер видеонаблюдения, установленных на здании, и нашли нестыковки в словах приятелей. «Копейка» Лосева действительно останавливалась у ЗАГСа, но из машины никто не выходил, через несколько минут она поехала дальше.
Силовики предложили молодым людям пройти исследование на полиграфе. Детектор лжи подтвердил, что друзья знают, где находится Павел Кузовкин. Следователи устроили обыски в домах подозреваемых и нашли окровавленные чехлы от сидений из ВАЗ-2101. После этого Сергей Жуков пошел на сотрудничество с правоохранителями и дал показания против своего приятеля.
Следователи возбудили уголовные дела об убийстве, совершенном группой лиц из корыстных побуждений (п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), и разбое (п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ). Кроме того, Андрея Лосева обвиняли и в вымогательстве денег (п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ). Во время расследования к силовикам обратился местный житель. Молодой человек заявил, что 14 апреля 2017-го он помогал Лосеву собирать металлолом в заброшенном доме. По словам парня, знакомый направил на него ружье и потребовал перевести на карту 150 тыс. рублей. Тогда конфликт разрешился, молодой человек решил не обращаться в полицию. А через несколько дней Андрея Лосева задержали по подозрению в убийстве.
Два инфаркта после гибели сына
На суде мнения Андрея Лосева и Сергея Жукова разделились – из приятелей молодые люди превратились в соперников. Андрей Лосев выдвинул свою версию: парень заявил, что он был только свидетелем расправы над Павлом Кузовкиным, а настоящий убийца – общий с Жуковым приятель.
– Моя вина – только в том, что я не помешал убийству вашего сына, скрывал следы преступления и уничтожал улики. Надеюсь на справедливое решение по этому делу, – обратился Андрей Лосев в последнем слове к родителям погибшего.
Его товарищ Сергей Жуков вел себя сдержаннее и попросил только простить его, хотя понимает, что «простить такое невозможно». Молодой человек частично признал вину в гибели Павла.
– Жуков вроде бы признал свою вину и извинился перед родителями убитого. Но при этом настаивал, что стрелял вторым, после Лосева, в уже мертвого Кузовкина. Но это только его предположение. Судмедэспертиза пришла к выводу, что смерть Павла Кузовкина наступила от двух выстрелов. На этом мы и строили обвинение, – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» замначальника отдела государственных обвинителей прокуратуры Воронежской области Виталий Сидоров.
Словам молодых людей не поверили и родители Павла:
– Сначала Лосев говорил одно – что это он застрелил Пашу. Наверное, решил взять вину на себя, чтобы по «групповой» статье не идти. А потом выдвинул новую версию: что Пашу убил их третий приятель. Но у того очень серьезное алиби: его шесть или восемь человек видели в это время в другом месте. Вдвоем они это сотворили с Жуковым. Это просто отмороженные люди, которые привыкли к безнаказанности, – заявил отец погибшего Александр Кузовкин.
– Нас просто убил этот суд. Муж два инфаркта перенес – сразу после похорон сына и уже когда суд начался. Теперь он инвалид третьей группы. И я нервная стала. Мы на всех заседаниях были с лета того года. Больше 60 раз ездили из Эртильского района. А людям спасибо, что откликнулись и помогли. Пашу многие искали: и местные ребята, и из Воронежа волонтеры приезжали, – рассказала мама Павла Марина Кузовкина.
Андрей Лосев и Сергей Жуков попросили, чтобы их дело рассматривал суд присяжных. Парни надеялись, что до них будет легче донести свою правду. Однако присяжные вынесли обвинительный вердикт 19 марта. Гособвинение просило для Лосева 20 лет лишения свободы, а для Жукова – 18 лет.
Судья Петр Попов признал молодых людей виновными в убийстве, совершенном группой лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ), и краже в крупном размере (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ). Уголовное преследование Лосева в вымогательстве прекратили: присяжные посчитали этот эпизод недоказанным.
Андрею Лосеву назначили 18 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на 1,5 года и 30 тыс. рублей штрафа. Сергей Жуков получил 16 лет колонии строгого режима с ограничением свободы на 1,5 года и 30 тыс. рублей штрафа. В срок молодым людям зачтут время, которое они провели в СИЗО, – с 26 мая 2017 года. Каждый день под арестом посчитают как один день в колонии строгого режима. По решению суда молодые люди заплатят родителям погибшего 215 тыс. рублей материального ущерба. Плюс каждый из парней выплатит по 450 тыс. рублей морального вреда.