Запрос на справедливость. Как будет работать закон о животных в Воронеже
Чиновники, юристы, врачи и зоозащитники дали свои рекомендации.
Олеся Шпилева, 12 июля 2019, 12:20
Воронежская облдума приняла областной закон об ответственном обращении с животными на заседании в четверг, 11 июля. Накануне в Центре защиты прав человека состоялся круглый стол «Защита органами государственной власти и органами местного самоуправления прав граждан в сфере обращения с животными, в том числе без владельцев». Юристы, чиновники, врачи и зоозащитники обсудили положения нового закона и составили список рекомендаций по его реализации. Среди них – запрет на подкармливание бездомных животных и самовыгул домашних нестерилизованных питомцев, а также ввод требований к квалификации ловцов.
«Дорожная карта»
Многие положения нового закона внесут существенные изменения в действующее законодательство по обращению с животными. В частности, бездомных животных больше нельзя будет отстреливать, за исключением случаев, когда зверь проявляет сильную агрессию или явно выглядит больным. По отношению к безнадзорным животным применят гуманную систему «отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск обратно в среду обитания». Также закон предполагает строительство и содержание приютов за счет средств областного бюджета.
– Закон хороший, он принят реально – не чтобы внести какие-то поправочки, а изменить ситуацию системно, – убеждена организатор круглого стола, уполномоченный по правам человека Воронежской области Татьяна Зражевская.
Омбудсмен подчеркнула, что к январю 2020 года, когда закон вступит в силу, у региональных властей должна быть «дорожная карта» по реализации его положений, но к ее составлению пока не приступали. Татьяна Зражевская созвала круглый стол из специалистов, близких к теме обращения с животными, чтобы помочь представителям власти с этим вопросом.
Замруководителя секретариата губернатора Воронежской области, член правления благотворительного фонда «Право на жизнь» Анна Воронина напомнила, что закон «Об ответственном обращении с животными» касается не только бездомных собак и кошек, но и диких животных, и экзотических. По словам Анны Ворониной, одной из проблем принятого проекта является то, что в нем нет четкого распределения полномочий между органами местного самоуправления. Пока полномочия по региональному надзору за исполнением закона возложили на областное управление ветеринарии, но ясно, что одно ведомство с этой задачей не справится.
– У нас в обществе очень высок запрос на справедливость. Но каждый раз соприкасаясь с вопросами, связанными с безнадзорными животными, мы сталкиваемся не с работающей системой, а с реакцией на точечные обращения жителей. Что это за люди, почему они обратились – мы не знаем. Потому что разъяснительная работа с населением не ведется. На мой взгляд, именно на нее должен быть сделан акцент. Только так будет формироваться ответственная модель поведения. Разъяснительная работа должна быть масштабной, на уровне всех исполнительных органов. Мы не можем формировать модель поведения, нацеленную на уничтожение. Человеческая природа вообще – это созидание, а не уничтожение, – отметила общественница.
Анна Воронина напомнила, что в Санкт-Петербурге, более 20 лет назад приступившем к реализации программы «Отлов, стерилизация, вакцинация, возврат на место обитания», не регистрируются случаи бешенства. В Воронежской области упор по-прежнему делается на умерщвление безнадзорных животных. По информации зоозащитницы, в 2018 году на 1 тыс. стерилизованных и выпущенных обратно животных приходилось почти 2 тыс. убитых.
– Жестокое обращение с животными не должно становиться нормой. Это важно для формирования здорового общества. Мы должны разработать четкие критерии деятельности по отлову и умерщвлению. Сейчас они отсутствуют. Они не соответствуют нормам, предусмотренным СанПиНом, рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, практикам, которые разработаны Агентством стратегических инициатив. Этих стандартов нужно придерживаться, – считает Анна Воронина.
Кто стреляет?
Еще одной проблемой в новом законопроекте оказались размытые формулировки, связанные с контрактами на госзакупки. Согласно документу, заказчиком услуги по отлову и стерилизации либо умерщвлению животных будут муниципальные власти. А требования к подрядчикам не сформулированы.
– Мы проанализировали законодательство Воронежской области, и в нем прописаны гуманные нормы. Но есть и определенные лазейки: в частности, в приказе управления ветеринарии написано, что в крайних случаях допускается отстрел животных из огнестрельного оружия на улицах города. Данная норма меня глубоко поразила. Требования к ловцам вообще отсутствуют, единственное – они на учете не должны состоять. То есть это не кинолог, не ветеринар, человек, не имеющий никакой профильной подготовки. Как мы этому постороннему мужчине позволяем производить отстрел на улицах города? Это противоречит всем нормам даже вне отношений к безнадзорным животным. Это противоречит самой цели закупки. Ведь она формируется для обеспечения безопасности населения. Но сам факт отстрела противоречит праву жителей на безопасную среду, – подчеркнула юрисконсульт Ассоциации организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных» (Москва) Екатерина Кузьменко.
Старший помощник прокурора межрайонной природоохранной прокуратуры Наталья Кишман обещала проверить региональное законодательство на предмет противоречий с федеральным. По словам прокурора, отстрел на улицах города запрещен Уголовным кодексом, в котором никакие «крайние случаи» не указаны.
Юрисконсульт также обратила внимание на то, что при расчете минимальной цены контракта заказчики исходят из того, что 60% отловленных животных будут здоровы, а 40% – больны. При этом неясно, откуда взялись эти цифры и как заранее, до отлова, можно предсказать процент больных и здоровых животных.
– Эта установка сковывает деятельность подрядчика, препятствует оказанию животным помощи и дает предпосылки для завышения объема фактически оказанных услуг. Потому что, когда производится отстрел, проверить, скольких животных отстреляли, крайне затруднительно. Такая схема создает нехорошие лазейки. На бумаге можно написать, что уничтожено 50 собак, по факту отстреляли 10. Резонанс большой, население в шоке, деньги потрачены, результат не достигнут, – пояснила Екатерина Кузьменко.
По мнению специалиста, при составлении «дорожной карты» надо проработать типовой проект закупочной документации в помощь муниципальным заказчикам, в котором будет пересмотрен порядок формирования начальной цены контракта. Кроме того, в документе должен быть прописан комплекс услуг для всех подлежащих к отлову животных в зависимости от состояния их здоровья. В-третьих, необходима разъяснительная работа с самими заказчиками о необходимости контроля работы подрядчиков, об объективной приемке их услуг, о неприемке услуг, оказанных с нарушениями.
«Только не везите их обратно»
Главный внештатный рабиолог департамента здравоохранения Воронежской области Нина Рязанова отметила, что курс на гуманное отношение к животным – правое дело, но большинство людей придерживаются другого мнения. Хотя в Воронежской области бешенство людей не регистрировалось уже 10 лет, количество пациентов, жалующихся на укусы и нападения безнадзорных животных, не уменьшается. В 2018 году зарегистрировано около 6 тыс. обращений от пострадавших от укусов.
– Каждый день я принимаю людей, которые подверглись нападениям животных. Больше половины случаев – это животные без надзора. Каждый из нас, выехав за город, даже в парк «Олимпик», имеет шанс встретиться с бешеным животным. Порядка 20 млн рублей в год уходит на закупку препаратов от бешенства – это одна из самых больших статей расхода в бюджете департамента здравоохранения, – подчеркнула врач.
Заместитель главы администрации Воронежа, председатель Совета по вопросам обращения с животными без владельцев при мэрии Людмила Бородина отметила, что в регионе не существует нормативных документов, регламентирующих то, что бездомных животных нельзя прикармливать. И многим людям невозможно объяснить, что делать этого нельзя.
– Если это делать, животные размножаются и становятся угрозой для жителей. Еще одна проблема – когда животное изымается из среды, стерилизуется и возвращается обратно, жители не готовы снова встретиться с ним. Они говорят: «Раз вы их изъяли, то забирайте насовсем». А куда мы их должны посадить? Первый шаг – это подбор территорий, которые имеют целевое назначение для строительства приюта. Но дальнейшие шаги пока не предприняты. Необходимо создать проект, найти средства на его реализацию – строительство, – подчеркнула Людмила Бородина.
Начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы управления ветеринарии Воронежской области Жанна Панасенко рассказала, что ведомство уже подготовило предложение по созданию в регионе сети приютов от единого юридического лица. Пять приютов вместимостью 250 голов каждый должны появиться в Воронеже, Нововоронеже, Борисоглебске, Россоши и Лисках. Приблизительную стоимость строительства и оснащения каждого приюта оценили в 26 млн рублей, годовое обслуживание – в 8 млн рублей.
– Необходимо обратить внимание на повышение уровня культуры содержания домашних животных. До их хозяев необходимо доносить информацию о том, что зверей, не предназначенных для разведения, нужно стерилизовать. Самовыгул нестерилизованных домашних питомцев должен быть запрещен, – отметила Жанна Панасенко.
Она также призвала обратить внимание на доступ животных к местам сбора мусора, которые для них часто являются местами добычи пищи. Подкармливание животных, по мнению чиновницы, необходимо запретить.
Глава управления экологии администрации Воронежа Наталья Ветер подтвердила, что позиция «только не обратно в наш двор» – у большинства воронежцев.
– Конечно, это удручает. Но стоит отметить, что, несмотря на вакцинацию и бирки в ушах уличных собак, их агрессия не снижается. В «систему-112» ежедневно поступает более 30 обращений, связанных с нападениями безнадзорных животных, – констатировала Наталья Ветер.
По словам руководителя управления экологии, работа по поиску подрядчиков на выполнение работ по отлову, дальнейшей стерилизации или умерщвлению бездомных животных, идет в Воронеже с 2016 года. Три года назад в городе-миллионнике нашлась всего одна организация, которая была готова взять на себя такие обязательства. Из-за огромных объемов работ ветклиника часто была переполнена. Сегодня таких организаций в Воронеже три, причем две из них – частные. Они осуществляют гуманный отлов, вакцинацию и стерилизацию животных, обеспечивают необходимые по закону 10 дней стационарного содержания до операции и 20 дней после, а также в случае необходимости умерщвляют больных животных. Все эти работы проводятся под контролем мэрии. Однако проблему нельзя считать полностью решенной до появления в городе полноценного приюта, считает Наталья Ветер.
Замруководителя управления строительной политики мэрии Воронежа Александр Прихожаев объяснил, что проблема со строительством приютов всего одна – не определен источник финансирования. Из-за отсутствия денег не начата даже разработка проектно-сметной документации.
По итогам круглого стола составили резолюцию, в которой собрали все озвученные на мероприятии предложения. Кроме названного выше участники встречи также предложили ввести в школах и детских садах уроки по правильному обращению с животными, в том числе экзотическими, сделать обязательной процедуру чипирования питомцев, обязать владельцев домашних животных утилизировать умерших питомцев в правильном порядке и урегулировать обращение с животными умерших хозяев. Документ разошлют органам государственной власти и местного самоуправления в качестве рекомендательного. Будут ли эти рекомендации приняты во внимание – неизвестно.