«Замкнутый круг». Как в Воронеже развивается хоккей
Монологи тренеров и управленцев о проблемах и конфликтах в спортивном сообществе.
Павел Горячев, 20 июля 2018, 17:18
«Буран» увеличит количество местных хоккеистов в составе в сезоне-2018/2019, признал гендиректор клуба Евгений Филимонов в четверг, 19 июля. Корреспондент РИА «Воронеж» расспросил тренеров и экспертов о том, как в регионе развивается вид спорта, который многие считают национальным.
– Инфраструктура потихоньку улучшается: появились арены «Север» и «Алмаз», льда в городе постепенно становится больше. Да, эти площадки являются частными и не находятся в распоряжении СДЮСШОР №24. Но в то же время из-за появления этих площадок «Юбилейный» разгрузился, это плюс. В «Севере» появилась частная школа «Созвездие», я слышал, идет работа, чтобы она стала государственной. Это было бы здорово, ведь в Северном микрорайоне живет много детей, а в этой школе есть квалифицированные тренеры. Но у воронежского хоккея есть и проблемы, которые нужно решать. Во-первых, клуб, молодежная команда и клуб «Буран» должны стать единой структурой. Пока школа обособлена. Она решает свои задачи, а клуб – свои. В идеале школа должна давать «Бурану» подпитку из своих доморощенных игроков. Но клуб не финансирует школу, а значит, она ему ничего не должна. Этот узел нужно как-то распутать, связать все ресурсы воедино, чтобы выстроить систему.
Еще одна проблема, главная, на мой взгляд, – мышление родителей, которые начинают считать своих детей будущими Овечкиными, едва те научатся держать в руках клюшку. Едва парень забивает пару голов на детских турнирах, как тренеры из других городов начинают рассказывать родителям, что из Воронежа нужно поскорее уезжать. Обещают квартиру для проживания, идеальные условия. Мальчик уезжает, а через год возвращается выхолощенным: в Москве быстро нашли ему конкурента, который на данный момент сильнее. Из служебной квартиры этого воронежского мальчика выселили, назвали бесперспективным. Дальше родители везут в другой город, там тренеры просят определенную сумму за попадание парня в первое звено, а через месяц-другой находят кого-то либо сильнее, либо богаче. Я считал: 95% уехавших возвращаются обратно. Потеряв время, деньги, а зачастую и желание заниматься хоккеем. Родителям стоит быть осторожнее и не доверять тем, кто рассказывает им сказки о блестящих перспективах. Лучше оставить сына в Воронеже, где с ним будут терпеливо возиться и всегда дадут второй и даже третий шанс.
– Не хочу жаловаться, все проблемы – в порочной системе, этой какой-то замкнутый круг. Появление новых катков в городе – это хорошо, спору нет. Но на проблемах нашей школы это особенно не скажется. Потому что у нас недостаточно средств, чтобы арендовать эти площадки регулярно. У нас почти всегда на тренировке две возрастные группы одновременно на льду занимаются. Иначе тренировки у каждой из команд будут один-два раза в неделю – этого очень мало! Бывает, что на одной площадке «Юбилейного» тренируются сразу 100 детей. Это сказывается на каждом из элементов хоккея – у ребят нет возможности в таких условиях отточить технику катания, а тренеры не могут провести тактические упражнения. Поэтому некоторые из родителей забирают у нас детей и уводят в частную коммерческую школу «Созвездие». Эта школа скоро может стать государственной – и это был бы большой плюс для региона. Но любая новая школа может выбрать два разных направления. Первый путь – набрать маленьких детей и учить их с нуля. Второй – набрать первым делом те возрастные группы, по которым идет официальное первенство России, и переманить игроков из других школ. С подготовленными другой школой ребятами можно выиграть какой-то турнир и хвастать этим. Разве это правильно? Я считаю, что эффективность школы может быть оценена только со временем. А в Воронеже ждать не любят. И «Созвездие» ведет себя как наш конкурент, а не как партнер по развитию хоккея в регионе. Нужна консолидация всех ресурсов и сил.
Финансовый вопрос – всегда самый больной. Льда не хватает, и начинаются пресловутые «подкатки», в которых погрязла вся страна. Справедливости ради стоит отметить, что зачастую инициаторами этого становятся родители юных хоккеистов. Они арендуют лед в другом месте и приглашают тренера. Конечно, они не будут звать другого специалиста, они пригласят наставника своей команды. Тренеры соглашаются, потому что у них низкие зарплаты. В частных школах зарплаты в два, в три раза больше. А я физически не могу выйти за рамки этой зарплатной сетки, это невозможно. Вот говорят, что тренерам подняли зарплату. А по факту поднимают оклад, но убирают разные надбавки. И зарплата остается прежней. А наша школа – одна из самых больших в России. При этом работу затрудняет то, что юридически мы считаемся учреждением дополнительного образования. Из-за этого каждое действие школы должно сопровождаться таким объемом документов и разного рода отчетов, работать из-за этого становится тяжело. Сплошная бюрократия.
Что касается оттока юношей в Москву и другие регионы – это можно остановить только одним путем. Нужно улучшать условия для занятий хоккеем в Воронеже, вот и все. Сейчас несколько человек играют в «Динамо», они чемпионы России. Есть наши парни и в ярославском «Локомотиве», и в ЦСКА. Отток детей остановить невозможно. И тормозить их нет никакого морального права. Там условия лучше. Могу объяснить, почему у нас такая большая школа. В других регионах столько детей не принимают. Но мы обязаны как участники системы соревнований Московской области выставлять шесть возрастов. При этом должна быть и самая взрослая из команд. А ребята ведь уходят с годами. Кто-то уезжает, кому-то надоедает, кто-то решает сосредоточиться на учебе. И мы вынуждены набирать максимум детей, чтобы к выпуску у нас оставалась полноценная по численности команда старших возрастов. Откровенно скажу: остаются те, кто не нужен никому в других регионах. Лучшие к этому времени уезжают. Другая причина – с нас требуют показать массовость, а не какие-то спортивные критерии. А еще один критерий называется «сохранность контингента на всем протяжении работы школы». Мы обложены различными ограничениями, как волки флажками. Выживать и воспитывать квалифицированных хоккеистов в таких условиях крайне сложно, а с нас подпитку для «Бурана» требуют! Но клуб и сам все время выживает, и я все это понимаю.
– Работа детских тренеров оставляет желать лучшего. Хоккеистов, которые попадают из школы в молодежную команду, приходится учить некоторым вещам, которые они давно должны знать и уметь делать. Да, разница между детским и взрослым хоккеем есть. Но я не вижу у тренеров стремления самосовершенствоваться. Некоторые из них сами в хоккей-то толком не играли, но детей учат. Почему так получается, тоже понятно – кто пойдет работать в школу на низкую зарплату? Получается замкнутый круг. Так что спасибо хоть, что держатся. Но квалификацию детских тренеров обязательно нужно повышать. А как это сделать? У нас в институте физкультуры отделение футбола есть, а отделения хоккея – нет. Откуда взять тренеров, которые обладают системными знаниями? Тем более что наши тренеры и сами не очень рвутся, как кажется. Единицы из них обращаются за советом. Помню, как я в свое время учился. Ездил в Высшую школу тренеров к Анатолию Тарасову. В 2002 году ездил в Гетеборг на чемпионат мира и на международном тренерском семинаре платил 100 долларов за синхронный перевод. Без постоянного повышения квалификации тренерская работа – это, образно выражаясь, не институт искусств, а школьный драмкружок. Представим, что в каждом районе города появится по небольшой ледовой арене. Это не решит проблемы, если на каждом из катков не будет по несколько квалифицированных тренеров. Хорошо, что президент областной федерации хоккея хочет поднять детский хоккей и понимает, как это делать. Получится или нет, еще посмотрим, но мысли у него – правильные.
Куда уезжают воронежские хоккеисты
Алексей Князев-старший, нападающий
Алексей Князев-старший выступал за «Буран» на протяжении десяти сезонов. Он по праву считается легендой клуба – спортсмен рос параллельно с воронежской командой и из хоккеиста-любителя постепенно превратился в одного из заметных нападающих ВХЛ. С родным клубом он выигрывал первенство России региона «Центр», выходил в ВХЛ и завоевывал серебряные медали подэлитного дивизиона отечественного хоккея. В 2016 году «Буран» начал тонуть в долгах, капитан уехал из Воронежа. С «Зауральем» он повторил высшее достижение своей карьеры, выйдя в полуфинал ВХЛ. А в апреле он перешел в «Рубин».
Александр Черников, нападающий
Дебютировал в составе «Бурана» в 16 лет, с 2006 до 2010 года защищал цвета родного клуба в первой лиге. Уехал в самарский ЦСК ВВС-2 и до 2015 года успел поиграть за «Кристалл», «Ижсталь» и «Автомобилист». В сезоне-2015/2016, к восторгу воронежских болельщиков, Черников вернулся в родной клуб, но провел в нем лишь несколько месяцев, не сойдясь характерами с главным тренером Александром Титовым. С «Ижсталью» он стал финалистом плей-офф ВХЛ. В сезоне-2017/2018 Черников вместе с Князевым-старшим вышел в полуфинал, играя за «Ижсталь».
Александр Скрынник, вратарь
Голкипер покинул родной Воронеж уже в 11 лет, отправившись в школу ярославского «Локомотива». После девяти лет в системе железнодорожников Скрынник уехал в «Титан» из Клина, где надолго не задержался. Переехав в Кондопогу, вратарь стал основным игроком «СКА-Карелии», после чего получил предложение СКА. В КХЛ Скрынник не получил шанса, выходя на лед в фарм-клубе петербургской команды, «СКА-Неве». В 2017 году воронежец все же нашел способ попасть в элитный дивизион отечественного хоккея, перейдя во вступивший в КХЛ китайский клуб «Куньлунь Ред Стар». Там Скрынник конкурирует за пост №1, периодически получая игровую практику в команде ВХЛ «КРС Хэйлунцзян».
Алексей Князев-младший
Князев-младший пришел в хоккейную школу в шесть лет, а уже в 13 получил приглашение попасть в ХК «Воронеж». В 17 лет росший на игре старшего Князева нападающий получил шанс сыграть с тезкой и кумиром в одной команде – «Буран» тогда выступал в первой лиге. Через год главный хоккейный клуб региона шагнул в ВХЛ, и Князев-младший там не затерялся. В 2013 году форвард даже получал приглашения в молодежную сборную России. С фарм-клубом «Бурана» «Россошью» Князев-младший выиграл Кубок регионов и постепенно дорос до роли главного любимца воронежских болельщиков. А в 2016 году Князев-младший уехал в красноярский «Сокол», где играет до сих пор.
Владислав Провольнев, защитник
Сын воронежского журналиста и комментатора Игоря Провольнева попал в секцию хоккея в шесть лет, отказавшись идти в секцию футбола. На одном из турниров парня заметили тренеры московского «Динамо». После этого вся семья быстро перебралась в столицу. Сменив «Динамо» на «Спартак», защитник некоторое время «болтался» между воскресенским «Химиком» и молодежкой московского клуба, но в 2016 году последовал прорыв – Провольнев дебютировал в КХЛ и заслужил звание лучшего новичка лиги. Со сборной России он ездил на «Еврохоккей Челлендж», с большой долей вероятности со временем защитник дорастет до основной национальной команды страны.
Глеб Кузьмин, нападающий
Форвард начал заниматься хоккеем в пять лет и быстро продемонстрировал высокий потенциал – уже в 10 лет крайнего нападающего выделили во время матча детских «Бурана» и «Динамо». Стало очевидно, что мальчик вполне мог бы играть в московской команде, и Кузьмин перебрался в столицу. В 17 Кузьмин переехал в Уфу, где поиграл за «Толпар» в МХЛ. Потом были командировки в «Торос», выступающий в ВХЛ, а в сезоне-2017/2018 осуществилась мечта 21-летнего форварда – он дебютировал в КХЛ за «Салават Юлаев». В нынешнем чемпионате у молодого нападающего 21 матч в элитной лиге, два гола и результативная передача при показателе полезности +4.
Антон Жихарев, нападающий
Хоккеист является одногодкой Владислава Провольнева, с которым он играл в одной детской команде. В 10 лет форвард оказался в подольском «Витязе», а после пяти сезонов в этой команде переехал в Москву, став игроком клуба «Русь». В МХЛ воронежец играл за «Алмаз» из Череповца, а в сезоне-2015/2016 Жихарев дебютировал на уровне ВХЛ в составе «Ижстали». В 2016 году форвард переехал в Санкт-Петербург, сначала он играл за местное «Динамо», а потом перешел в «СКА-Неву», с которым в нынешнем сезоне вышел в финал Кубка Петрова.