Заказчика убийства воронежского фермера сдали киллеры-неудачники

Громкое дело об организации покушения на жизнь Анатолия Лапшева направлено в суд.

Оксана Грибкова , 17 октября 2014, 11:50

предоставлено СУ СКР по Воронежской области/ Жанна Асанова

Воронежские следователи направили в суд резонансное дело о покушении на убийство фермера Анатолия Лапшева в среду, 15 октября. Покушение стало единственным заказным преступлением за пять лет в регионе. К его организатору силовиков привели киллеры-неудачники.

Версия о заказе в стиле 90-х

В терновского фермера Анатолия Лапшева стреляли 27 октября 2013 года на пороге его дома в селе Александровка. Услышав выстрелы, сын и жена Лапшева выбежали на улицу. Он истекал кровью и едва мог говорить, но в «скорой помощи» сумел описать внешность стрелка – «худощавый, невысокий, лысый». Так как мужчина стрелял с близкого расстояния, его запомнили жена и сын Лапшева. Благодаря их описаниям полицейские поймали киллера и его пособника по «горячим следам».

С первого дня расследования силовики поняли, что стрелял в фермера Лапшева не тот, кому он перешел дорогу. Картина преступления указывала на «заказ» в стиле 90-х из-за бизнеса.

– Когда Анатолий Лапшев был тяжело ранен, мы опросили почти все село. Ни один человек не сказал о нем ничего плохого. Односельчане стремились отдать свои в аренду паи Лапшеву, так как он всегда расплачивался за них отборным зерном и подсолнечным маслом. Мужчины хотели устроиться к нему на предприятие, зная, что за хорошую работу получат справедливую оплату. Лапшева и депутатом в райсовет выбрали, потому что действительно доверяют, Сергей Барбашов, следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Воронежской области.

Односельчане были шокированы покушением на Анатолия Лапшева и искренне переживали за него. Они рассказали следователям о фермере, который делал для села много хорошего. Зимой выгонял свою технику чистить улицы, летом – косить траву. Создал в Александровке хоккейную команду из мальчишек, купил им снаряжения для игры на местном пруду.

Версия о том, что Лапшева хотели убить «из-за земли» появилась в первые дни после покушения не только у следователей, но и у родных фермера. Его родственница Надежда Мишина в беседе с РИА «Воронеж» заявила, что Анатолий перешел дорогу конкурентам.

– Некоторые другие фермеры захватили земли людей и ничего им не платили. В такой ситуации уже было несколько инцидентов, когда поле фермерского хозяйства Анатолия попросту затоптали или когда неизвестные убрали с него урожай, – рассказала тогда Надежда.

Досудебное соглашение

Мотивов убивать Лапшева у стрелка не было. Ранивший фермера Сергей Прошин (фамилии всех фигурантов дела изменены) оказался профессиональным военным, в 2000-х служил в Чечне. Осенью 2013 года мужчина сидел без работы, ему нечем было кормить семью с маленьким ребенком. Второго задержанного, Николая Кожина, пять раз судили за мошенничество и кражи. Он привез Прошина на BMWX 5 к селу Алексадровка и ждал, чтобы увезти после убийства. У Кожина никаких оснований ненавидеть незнакомого Лапшева не было тоже. Задержанные мужчины рассказали следователям неправдоподобную версию про конфликт на дороге с Лапшевым. Прошин сообщил, что после стычки на дороге пошел с ружьем к дому фермера якобы попугать его выстрелами в воздух, но «случайно» попал. Кожин поначалу и вовсе открещивался и от знакомства с Прошиным. Он утверждал, что просто согласился подвезти мужчину и подождать, а о стрельбе ничего не знает.

Вскоре после задержания следователи предъявили Николаю Кожину и Сергею Прошину не только обвинения в покушении на убийство, но и распечатки их октябрьских звонков с мобильников. Вышки «засекли» сигналы с их сотовых не в Воронеже, где живут оба мужчины, а в селе Александровка. Мужчины растерялись доказательствам того, что они две недели перед покушением вместе бывали в Терновском районе. Однако еще два месяца они продолжали выдвигать самые нелепые версии, пока не поняли, что организатор преступления их кинул. Не заплатил денег семьям, не прислал им на выручку дорогих адвокатов.

– В январе сначала Прошин, а через несколько дней и Кожин согласились заключить досудебное соглашение со следствием и дали признательные показания, изобличающие заказчика преступления, – пояснил Сергей Барбашов. – 23 января мы задержали 63-летнего Николая Силаева, фермера из Терновского района во время отдыха в Воронеже в санатории имени Горького. Он отрицал причастность к преступлению, три раза менял показания. При окончательном предъявлении обвинения Силаев воспользовался правом не свидетельствовать против себя и отказался давать показания. Однако его вина полностью доказана собранными по делу доказательствами и показаниями исполнителей преступления по найму.

Конкурент – завистник

После признательных показаний Кошина и Прошина следователи установили всю цепочку событий, предшествующих покушению на жизнь Анатолия Лапшева. Причинами для него стал, прежде всего, характер Николая Силаева, невзлюбившего более успешного конкурента по бизнесу.

Николай Силаев оказался антиподом Лапшева. На селе он слыл «хитроватым и жадноватым». Пайщики были недовольны Силаевым, который нередко расплачивался с ними прогорклым маслом и зерном самого низкого качества. Из-за плохой репутации местные жители не хотели работать на Силаева, у него трудились люди из соседних районов и мигранты.

– Николай Силаев завидовал Лапшеву из-за того, что тот пользуется авторитетом у односельчан, принимает активное участие в жизни села. Да и дела в хозяйстве у Лапшева шли намного лучше. У Лапшева 1,5 тыс. гектаров, а у Силаева 800 гектаров. Силаев решил, что если Лапшева не станет, то он сможет обрабатывать земельные доли, которые люди отдали в аренду конкуренту, - рассказал Сергей Барбашов о мотивах фермера, который решился на заказное убийство.

План на убийство

По версии следствия, в начале октября 2013 года Николай Силаев навел справки у знакомого Николая Кожина, как организовать убийство за деньги. Кожин убивать человека отказался. Он предложил исполнить заказ своему знакомому Сергею Прошину. Из-за безденежья тот легко согласился на убийство по найму.

За устранение конкурента Николай Силаев пообещал Кожину и Прошину 2,5 млн рублей и автомобиль «Шевроле-Нива». На покупку оружия фермер выдал им 10 тыс. рублей, а остальное пообещал отдать после убийства. Исполнители достали бельгийское двуствольное охотничье ружье 16 калибра производства Льежской мануфактуры конца 19 века.

Старинное ружье, из которого ранили фермера

Примерно две недели они готовились к исполнению заказа: следили за Анатолием Лапшевым и разрабатывали план его убийства. 27 октября около 21 часов, когда Лапшев обычно возвращался домой, Кожин привез Прошина на BMWX 5 к селу Александровка. Он припарковался на повороте в село, на автодороге «Москва-Астрахань». Прошин переоделся, взял ружье и отправился через поле к дому Лапшева. Он выстрелил в сельского бизнесмена, когда тот был на пороге своего дома. Оба выстрела киллер произвел с близкого расстояния, а потом побежал в сторону поля. Стрелок был уверен, что Лапшев от ранения сразу умрет.

Следственный эксперимент, во время которого Лапшев показывает место, откуда в него стреляли

Невезучие киллеры

Когда «скорая помощь» везла раненного Лапшева в больницу, с его киллером случилась неудача. Сергей Прошин заблудился в поле. Он никак не мог найти поворот, где его остался ждать пособник Кожин на BMWX 5. В панике Прошин выбросил в поле ружье.

Найденное в поле у села Александровка ружье

На автодороге Прошин остановил «семерку» с какими-то мужчинами, согласившимися его подвезти. В чужой машине он немного расслабился, пока водитель «семерки» не привез его к дому Лапшева. Оказалось, его «подвезли» терновские участковые – до места преступления.

Не больше повезло и Николаю Кожину, который никак не мог дождаться Прошина. Он дежурил в BMWX 5 на том самом повороте, где они договорились встретиться. Неожиданно к Кожину подъехали сотрудники ДПС с обычной просьбой показать документы. С ними были люди в штатском, которые сразу же задали водителю вопрос: «Почему на пассажирском сиденье лежит чехол от ружья?».

Задержание BMWX 5 пособника в покушении на убийство

Жизнь как подарок

Несколько дней Анатолий Лапшев, получивший тяжелые ранения в грудь,брюшную полость и тазобедренный сустав, был между жизнью и смертью. Фермера доставили на вертолете санавиации в Воронежскую областную больницу, откуда он выписался только через два месяца.

Фермер выжил из-за ошибки киллера, уверены следователи. Заряжая ружье пятью патронами, Кожин использовал одну дробь. Именно пуля с меньшей убойной силой попала в грудь Лапшеву, что оставило ему шансы выжить. Если бы патрон был того же типа, что задел Лапшеву тазовую кость и внутренние органы, вряд ли бы фермера удалось спасти.

В феврале Анатолий Лапшев дал небольшое интервью корреспонденту РИА «Воронеж» о жизни после покушения.

– Я в шоке от того, что люди могут быть такими подлыми, – сказал Анатолий Лапшев о причастности к организации его убийства Николая Силаева. – Мы живем в одном селе. Я знаю его всю жизнь. Были мелкие ссоры, но даже до рукоприкладства никогда не доходило.

Два месяца, что Анатолий лечился в больнице, с ним была жена Марина. Больше всех возвращению родителей из больницы был рад сын Игорь. Пока их не было, с десятиклассником жила бабушка. В апреле супруги отметили 17-летие со дня свадьбы. Они уже и сами не помнят, как и когда познакомились, ведь росли в одном селе и учились в одной школе. Оба говорят, что никогда не мечтали о городской жизни, ведь на родной земле много дел.

Не так давно Лапшев смог отказаться от палочки, с которой ему пришлось ходить из-за раздробленной кости таза. Несмотря на последствия ранений Лапшев старается обрабатывать землю и помогать родному селу.

– Мы хотим пожелать, чтобы ни один человек не испытал ту боль, которую испытала наша семья 27 октября. Случившееся разделила жизнь на «до» и «после», – призналась Марина Лапшева. – Мы благодарны каждому человеку, который не остался безразличен к нашим трудностям. В наше время, когда вокруг столько серого и плохого, есть люди, которые не разучились сострадать, сочувствовать и сопереживать. И это односельчане, соседи, друзья, родственники, коллеги и просто знакомые. Они сдавали кровь для Анатолия, благодаря их поддержке мы чувствовали, что не одиноки в своей беде. Низкий поклон всем и большое человеческое спасибо.