Задел на десятилетие. Что предложили участники стратегической сессии в Воронеже для развития региона
В рамках мероприятия работали 8 секций
Инна Шульгина, Юлия Львова, 29 марта 2023, 13:00
Повышение уровня жизни населения, развитие малого и среднего предпринимательства, обновление моногородов, обеспечение населения доступной сельскохозяйственной продукцией, подготовка кадров и другие социально-экономические проблемы региона обсудили на стратегической сессии «Современное государственное управление» в Воронеже во вторник, 28 марта. Это ежегодное управленческое мероприятие, которое проводит правительство Воронежской области, чтобы актуализировать стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года с учетом тех целей, которые поставил президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному Собранию. Что обсуждали на сессии – в материале РИА «Воронеж».
Участники стратегической сессии в составе рабочих групп сообща разбирали ключевые проблемы, сдерживающие экономический рост региона, и продумывали варианты их решения. Всего в рамках сессии работали восемь секций: «Инфраструктурное развитие как инструмент роста муниципалитета», «Зоны со специальными экономическими условиями», «Развитие дистанционной занятости как инструмент преодоления бедности», «Развитие общественных пространств как инструмент развития муниципальных образований», «Переработка сельскохозяйственного сырья», «Социальные координаторы», «Кадровый потенциал» и «Постиндустриальное общество».
В ходе дискуссий эксперты всех секций сформулировали свои стратегические инициативы по каждому направлению и предложили их на рассмотрение губернатору Александру Гусеву на итоговом заседании.
Новый институт социальной помощи
Одна из инициатив – появление в регионе социальных координаторов, в том числе по работе с запросами семей военных. Институт социального координатора – как новая форма поддержки – подразумевает комплексное сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с использованием не только государственных механизмов помощи, но и ресурсов НКО и благотворительных фондов. На стратегической сессии говорили о том, что задача по созданию нового института сложная, ведь она затрагивает множество ведомств одновременно: департаменты соцзащиты, здравоохранения, образования, труда и занятости населения. В нашем регионе собираются реализовывать этот проект, опираясь на опыт московских экспертов, которые в рамках сессии поделились своими наработками с воронежскими коллегами. Самую большую дискуссию среди участников вызвали вопросы нехватки ресурсов и финансирования нового направления. Эти моменты потребуют более детальной проработки.
В качестве примера деятельности социальных координаторов столичные гости привели жизненную ситуацию, когда в семье воспитывается тяжелобольной ребенок. В данном случае речь идет не столько о том, чтобы обеспечить ребенка инвалидной коляской или другим техническим средством реабилитации, а о более комплексном сопровождении такой семьи: поиске работы для родителей, психологической поддержке, реабилитации, получении необходимых лекарств.
Дистанционная занятость как элемент борьбы с бедностью
Еще один новый для региона проект – развитие дистанционной занятости – вынесли на рассмотрение губернатора участники рабочей группы, в которую вошли представители департаментов труда и занятости населения, социальной защиты, цифрового развития, а также главы муниципалитетов. Над созданием проекта активно работали и представители бизнеса. В случае утверждения проекта Воронежская область станет первой в стране, где механизм дистанционной занятости будет реализован.
– Механизм дистанционной занятости мы рассматриваем как элемент борьбы с бедностью. В рамках сессии была определена категория граждан с низкими доходами. Эти люди привязаны к семье, домовладению, поэтому не имеют возможности работать по традиционной форме занятости, но крайне нуждаются в дополнительном доходе. Как один из элементов решения проблемы мы предлагаем реализацию дистанционных форм занятости. Впервые с работой на удаленке наше общество столкнулось в период пандемии. Тогда многие не только привыкли к работе из дома, но и нашли в ней свои плюсы: люди научились выполнять свои обязанности дистанционно без потерь в производительности. Сейчас интерес к дистанционным формам занятости немного спал, но тем не менее за дистантом мы видим хороший задел на будущее, – рассказал руководитель регионального департамента труда и занятости Иван Яцких.
По оценкам рабочей группы, воспользоваться предложением по дистанционному трудоустройству смогут порядка 50 тыс. жителей региона. В категорию соискателей включат студентов, женщин с малолетними детьми, молодежь, людей предпенсионного и пенсионного возраста, безработных и граждан с низким уровнем дохода. Основное условие для соискателя – совокупный доход на семью должен быть в районе или ниже одного прожиточного минимума, установленного в регионе.
Во время сессии среди участников разгорелась бурная дискуссия о том, нужно ли реализовывать эту программу в сельской местности или достаточно ограничиться только городом? С одной стороны, отметили специалисты, отобрать потенциальных соискателей дистанционной работы будет проще именно в муниципалитетах, возложив обязанности на глав сельских поселений. Они хорошо знают всех местных жителей и вместе с соцработниками смогут оперативно выявить семьи, реально нуждающиеся в заработке. С другой стороны, на селе людей кормит земля. Зачастую вся семья может быть задействована в выращивании на продажу овощей, фруктов, производстве мяса и молока. Сельскохозяйственный сезон у селян длится чуть ли не круглый год – им попросту некогда будет заниматься дистанционной работой. «У них 15 тыс. кочанов капусты в поле произрастает, когда им за компьютером сидеть?» – справедливо заметил один из членов рабочей группы.
Тем не менее от идеи вовлечения в программу жителей районов области создатели проекта не отказались.
– На наш взгляд, проект будет достаточно интересный, по результатам работы увидим его эффективность. Тем более свою заинтересованность в программе уже выразили работодатели, которые готовы предоставить дистанционные рабочие места. Среди них – телекоммуникационные компании и крупные маркетплейсы, где требуются операторы кол-центров, специалисты по обработке заказов. Также есть предложения с традиционными вакансиями, такими как бухгалтер и юрист на удаленной занятости, – отметил Иван Яцких.
Развитие сельского предпринимательства
В ходе работы секции «Зоны со специальными экономическими условиями» основной упор делался как раз на развитие бизнеса в муниципальных районах. Сейчас в регионе действуют крупнейшая ОЭЗ «Центр», ТОСЭР «Павловск» и пять промпарков, как государственных, так и частных: «Бобровский», «Воронеж», «Лискинский», «Масловский» и «Перспектива». Подобные зоны со специальными экономическими условиями, но в меньших масштабах, планируется создать в муниципальных районах.
– Низкие темпы развития малого бизнеса в муниципальных районах, дефицит молодых квалифицированных кадров, нехватка инвестиций – все эти факторы в совокупности сдерживают экономический рост региона. Цель нашей рабочей группы – систематизировать работу субъектов МСП и муниципалитетов, и на основе имеющихся якорных предприятий в районах создать такие площадки, где предпринимателям можно будет реализовать свой бизнес-потенциал. Так как в 2022 году Воронежская область впервые вошла в тройку лидеров России и заняла первое место в ЦФО по объему производства сельскохозяйственной продукции, а также сохранила лидирующие позиции по производству продукции растениеводства (первое место в ЦФО и третье место в России), аграрный сектор выбран перспективным для дальнейшего развития МСП в муниципалитетах. Проектом предполагается создание агропарков, индустриальных площадок комбинированного типа на базе муниципальных районов. А для этого нам необходимо создать систему мер поддержки как для бизнеса, так и для муниципалитетов, выявить ресурсы того или иного района и наметить инструменты для повышения его инвестиционной привлекательности. Впоследствии эти инициативы должны трансформироваться в нормативно-правовые акты – это основная стратегическая цель, – пояснил модератор сессии, глава Новоусманского района Дмитрий Маслов.
Целью создания зон со специальными экономическими условиями эксперты назвали формирование благоприятных условий для развития субъектов МСП – чтобы у предпринимателей не возникало желания уехать за пределы региона, а свой бизнес они развивали на местах, повышая тем самым инвестиционную активность и привлекательность Воронежской области.
Развитие общественных пространств
Особая роль на стратегической сессии была у вузовского сообщества. Депутат гордумы, ректор Воронежской государственной академии спорта Александр Сысоев выступил модератором секции «Развитие общественных пространств как инструмент развития муниципальных образований».
По мнению депутата, важно помнить, что для небольших населенных пунктов общественные пространства не просто выполняют функцию рекреации или решают задачу имиджа, но помогают местным жителям развиваться вместе с этими объектами, находить новые смыслы и видеть перспективы в родном населенном пункте, образуя тесную взаимосвязь между конкретной территорией и общественной жизнью людей.
– Важными решениями на региональном уровне отметил бы необходимость синхронизации программ и мероприятий различных департаментов по порядку размещения работ по благоустройству, создание действенных механизмов по включению общественных пространств в перспективные планы обустройства территорий, а также настраивание «обратной связи» с населением на предмет выработки взаимоприемлемых решений по путям и направлениям развития каждого пространства. Причем инициатива в каждом случае может и должна исходить не только от региональных или городских властей, но и от представителей сообщества населенного пункта, – подчеркнул Александр Сысоев.
Мнения
По словам губернатора Александра Гусева, на стратегической сессии было выработано множество решений, реализация которых поможет в развитии Воронежской области в соответствии с теми вызовами, которые стоят перед нашей страной в настоящее время.
«Важно подготовить решения на те вызовы, которые прозвучали в послании Президента»
Александр Гусев, губернатор Воронежской области:
– Нельзя сослаться на сложности, экономическую неопределенность, важно планировать большими отрезками, видеть правильные решения актуальных проблем. Очень важна вовлеченность в то, чем мы занимаемся на своем уровне. Сегодняшнее мероприятие – это не окончание той большой работы, проводимой участниками секций в течение месяца, а начало большой деятельности, которую нужно осуществить в течение года. Формально мы не будем настаивать на том, чтобы рабочие группы сохранялись, но я прошу в течение года свою тему не бросать.
«Были отобраны ключевые, значимые для развития региона и благополучия граждан вопросы»
Игорь Лотков, руководитель секретариата губернатора:
– В этом году мы постарались вовлечь в совместную работу максимальное количество интеллектуальных ресурсов. Присутствие ректорского корпуса, муниципалитетов... Если сравнивать шесть сессий, то такой единицы измерения интеллектуального потенциала не было никогда. Были сконцентрированы большие усилия, и надеемся, что это увеличило глубину наших обсуждений. Были отобраны ключевые, значимые для развития региона и благополучия граждан вопросы. Вся работа сессии была нацелена на выработку решений, которые должны носить региональный уровень. Все наши участники и команды работали именно в этой парадигме. Вынесенные на повестку дня темы поставлены непосредственно губернатором – это его инициативы и приоритеты. Становясь все более мудрым политическим деятелем, глава региона понимает, что важна командная работа. Своим присутствием, активным участием в работе сессии он подчеркивает важность быть вовлеченными в решение общих задач, стоять плечом к плечу и коллективно работать над преодолением тех вызовов, которые мы имеем в наше не самое простое время.
«В регионе созданы все условия для реализации инвестиционных проектов»
Данил Кустов, руководитель департамента экономического развития Воронежской области:
– По мнению Александра Викторовича Гусева и по тем задачам, которые ставятся, привлечением инвестиций должны заниматься абсолютно все. Этим занимается и сам губернатор, и его заместители, и главы муниципальных образований, и руководители исполнительных органов государственной власти. Прошлый год стал уникальным для Воронежской области: наш регион занял третье место по общему объему произведенной сельскохозяйственной продукции среди всех 89 субъектов РФ. Впервые в нашей истории мы обошли Белгородскую область: впереди нас только Краснодарский край и Ростовская область. В регионе созданы все условия для реализации инвестиционных проектов, для активизации инвестиционной деятельности. Мы находимся на 11-м месте среди всех субъектов в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Главная задача – войти в этом году в десятку регионов-лидеров. Эту задачу Александр Викторович поставил всем исполнительным органам госвласти, и нам она под силу.