Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Яновка
Как «бабушка»-сосна и 84-летняя пенсионерка берегут жизнь покинутого хутора.
Леонид Шифрин, 25 апреля 2016, 19:30
РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, сохранится ли через несколько лет жизнь в этих местах, или они останутся лишь безлюдными точками на карте. Корреспонденты РИА «Воронеж» отправились на хутор Яновка Семилукского района.
Скоротать время
Почти опустевшая Яновка территориально относится к Староведугскому сельскому поселению Семилукского района. Первые заброшенные домишки хутора начинаются в сотне метров от асфальта, а единственный жилой дом стоит в глубине Яновки на единственной улице, именуемой Веселой Долиной. Так называется другой малонаселенный хутор, дорога на который проходит по этой улочке Яновки.
В доме коротает век 84-летняя пенсионерка Наталья Новикова. Глава Староведугского сельского поселения Юрий Свиридов, который трудится в этой должности менее полугода, приехал в Яновку вместе с журналистами знакомиться с хозяйкой.
Супруг Натальи Гавриловны, Василий Григорьевич, с которым они прожили вместе полвека, умер в 2006 году. С тех пор хозяйка осталась на хуторе одна. Живет она в доме, который вместе с мужем строила еще в 1966 году. Крепкими вышли и дом, и семья: у Натальи Новиковой двое сыновей, двое внуков и четверо правнуков. Все они часто приезжают помочь по хозяйству, но ехать в город «на этаж» единственная жительница Яновки не торопится.
– Наш хуторок, говорят, был основан после революции, – рассказывает хозяйка. – В советские времена тут жило около 50 человек, был магазинчик, а с началом перестройки люди начали уезжать, бросали дома. Сейчас к нам автолавка приезжает, продукты привозит. До асфальта от моего дома пять минут ходу, да только мне продукты дети с внуками доставляют.
В доме бабы Наташи тепло и уютно – он отапливается углем и дровами. На кухоньке – плита с газовым баллоном. Все веники в доме пенсионерка связала собственными руками: несколько лет назад она сажала сорго на огороде, решила вспомнить молодость и смастерила несколько веников – просто так, чтоб время зимой скоротать.
На 40 сотках огорода Наталья Новикова – бывшая колхозная доярка – сама, конечно, не работает: годы не те, да и ноги почти не ходят. Для земли есть молодежь, а бабуле по силам разве что выращивать в коробочках на столе рассаду помидоров и перца для весенних посадок.
Памятники времени
Даже по дому хозяйка передвигается с двумя палочками – ни дать ни взять, модная нынче скандинавская ходьба. Узнав от гостей о современном виде оздоровления, баба Наташа очень удивилась:
– Ни разу не слышала об этом, хотя телевизор смотрю каждый день.
Телевизор – не единственный «собеседник» пенсионерки. Несколько уцелевших домов Яновки купили дачники из Воронежа и Семилук, потому летом на хуторке становится веселее.
Хотя скучать Наталье Гавриловне не дают лисы и коршуны, которые постоянно охотятся за бегающими по двору курами. Двор и усадьба единственной жительницы Яновки забором не огорожены. В здешних местах так было принято издавна: крошечный хуторок, почти семейные отношения - а значит, незачем отгораживаться от добрых соседей и родственников.
Одна из достопримечательностей хозяйства пенсионерки Новиковой – несколько сваленных во дворе телевизоров «Рекорд» воронежского производства середины 80-х. Все они в свое время исправно рассказывали хозяевам о событиях в стране и мире, а теперь лежат под забором памятником давно остановившемуся в Яновке времени.
Малина вместо «дедушки»
Напротив домика – одинокая сосна. С ней тоже своя история: кто-то из детей Новиковых лет 20 назад посадил рядышком две сосны, одну назвали «бабушкой», другую – «дедушкой». «Дедушка» засох через полгода после смерти мужа бабы Наташи. Ствол спилили, и теперь на его месте растут кусты малины. А «бабушка» до сих пор тянется ввысь.
– Пока я жива, и она не засохнет, – уверена Наталья Гавриловна. – А как меня не станет – дерева тоже не будет. Это все решается там – наверху.
Пока журналисты беседовали с хозяйкой, к разговору присоединилась дачница из Воронежа Ирина Новикова. Сама она родом из Яновки, на выходные приезжает с тремя детьми в дом дальних родственников.
– Я мечтаю вообще со своей семьей сюда переехать, – говорит Ирина. – Тут земля, тишина, зато рядом асфальт. Главное, чтобы бабушка подольше пожила на этом свете. Если ее не станет, то и Яновка исчезнет. А пока она, как крона дерева, на котором могут вырасти ветки, – новые люди, приехавшие сюда жить. Были бы в округе рабочие места, может, переселенцы какие-нибудь тут осели. А пока хутор умирает. Мои дети сами от «компов» в Воронеже с удовольствием отрываются, когда мы начинаем собираться сюда на выходные.
– Точно, – вторит маме 15-летний Миша. – Тут хоть и интернет слабовато тянет, но нам нравится всей семьей копаться на огороде, а вечером сидеть у костра. И всегда так не хочется возвращаться в Воронеж.