Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Прилепы

Кузов старых «Жигулей» на конной тяге стал любимым транспортным средством местных жителей

Леонид Шифрин, 1 марта 2021, 00:30

Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень региона. Журналистов интересует, останутся эти населенные пункты на карте через 10–15 лет или исчезнут вместе с последними хуторянами. Очередной выпуск спецпроекта посвящен хутору Прилепы Острогожского района, где постоянно живут всего два человека.

Этот населенный пункт относится к Кривополянскому сельскому поселению и от его центра – села Кривая Поляна – находится примерно в 5 км. Во времена СССР тут располагался колхоз «Кривополянский». В 1945 году на хуторе было 49 домов, а число жителей доходило до 200 человек.

От асфальта, идущего от Острогожска до центра поселения, до первых хуторских домишек около полукилометра. Единственная здешняя улочка – Сиреневая – петляет по хуторским балкам.

Найти хотя бы небольшой клочок относительно ровной земли в Прилепах проблематично – ходить тут приходится то вверх, то вниз. С таким рельефом отчасти и связано название хутора.

Глава Кривополянского сельского поселения Александр Ребрун, состоящий в этой должности уже 10 лет, родом из соседней Растыкайловки. Когда был еще школьником, он часто гостил у своей родственницы в Прилепах, поэтому хорошо знает историю этих мест.

– Название хутора связано со словом «прилепляться». Первые хуторские домики буквально лепились по склонам тамошних оврагов, – отметил Александр Ребрун. – Между прочим, именно Прилепы – самый старый населенный пункт нашего сельского поселения, и только после него появилось село Кривая Поляна и окрестные хутора – Растыкайловка и Полянин. Во времена СССР в Прилепах были клуб и начальная школа, а сегодня несколько раз в неделю по асфальту приезжает автолавка, так что хуторяне обеспечены всем необходимым.

Лучшей иллюстрацией этого тезиса служит история 47-летнего Алексея Цурикова – уроженца Прилеп, который отправил свою 80-летнюю мать Валентину Максимовну в свою квартиру в Острогожске, а сам вернулся в родовое гнездо.

– Пока у меня тут небольшое подсобное хозяйство. Может быть, со временем стану фермером, земли тут много, – заметил Алексей. – Сегодня моя производственная база находится как раз в нашем бывшем дворе. Здесь же вокруг все свое, родное.

В 2019 году усилиями главы Кривополянского сельского поселения на хутор восстановили подачу электричества, поставили новые столбы. В ближайших планах – отсыпать дорогу к географическому центру Прилеп и облагородить здешнее кладбище, где покоится несколько поколений прилепинцев.

Крошечная усыпальница расположена на самом высоком месте Прилеп. Немалую часть занимают захоронения родственников Алексея Цурикова. Он перед каждой Пасхой приводит в порядок и «свои», и чужие погосты.

– Здесь покоятся мои самые дорогие люди: отец, братья, другие близкие родственники. Конечно, проще всего было бы спокойно жить в Острогожске. Там у меня жена, дети, внучка. Но меня уже в зрелом возрасте потянуло именно сюда, на родные просторы. Тем более что я выращиваю бычков, развожу коз и кроликов, а в условиях города это очень сложно – дома стоят вплотную друг к дружке, соседи близко. А тут – красота! Одно слово: родина…

Главный колодец Прилеп находится на возвышенности, недалеко от кладбищ, а ферма Алексея – внизу, потому вода, необходимая для того, чтобы поить животных, течет сверху без всяких насосов, нужно лишь вовремя перекрывать кран. Это еще одно преимущество здешнего рельефа.

Трубу от колодца еще в колхозные времена сделал отец Алексея Петр Ульянович, и она исправно служит до сих пор.

В хозяйстве Алексея Цурикова есть норовистая молодая кобыла Гюрза. По праздникам типа дня села, ежегодно проводимого в Кривой Поляне, хозяин запрягает лошадку в необычную бричку и катает в ней детей.

Эта бричка – кузов «Жигулей» шестой модели, разрубленный пополам и поставленный на колеса. В «ополовиненный» салон идут прорези для вожжей, чтобы можно было из трехместной кабины управлять кобылой.

– Кузов от 40-летнего «Жигуленка» мне передал мой родственник из Кривой Поляны Юра Бровков. Иногда, если есть настроение, катаюсь сам по нашим косогорам и буеракам, да вот только времени с моим немалым хозяйством на это почти не остается, – рассказал Алексей.

Кстати, он обеспечивает поселение небольшим количеством рабочих мест – в его хозяйстве трудятся несколько наемных рабочих.

Алексей держит больше 30 породистых голубей. Этих птиц в родном доме водил еще его дед.

– Я маму привожу сюда на лето. Сам собираюсь капитально осесть здесь, может, новый дом построю, посмотрим, – поделился Алексей. – Да и Валерию теперь не скучно будет.

Валерий Оплачко – 53-летний сосед Алексея Цурикова – до приезда Алексея обитал в Прилепах уже несколько лет один. Его «собеседниками» были постоянно «улыбающаяся» (из-за своей странной мимики) дворняжка Каштанка да гончак смешанных кровей Тайфун.

Его родители – Алексей Сергеевич и Фарзия Шариповна – давно уехали из Прилеп в Острогожск. Отец уже умер. Валерий, служивший 12 лет мичманом на атомной подводной лодке К-495, приехал в родительский дом несколько лет назад.

Его супруга живет на другом конце области, дети – еще дальше. Но Валерий вполне встроился в размеренную хуторскую жизнь. В его хозяйстве – куры, гуси, индоутки.

Дом, где теперь живет Валерий, имеет более чем вековую историю.

– По легенде, он принадлежал здешнему пану, жившему тут еще до революции. Построено все на совесть, толщина стен – 75 см! Только вот крыша стала немного подтекать, как потеплеет – полезу ее ремонтировать.

В доме Валерия тепло и вполне уютно, несмотря на то что он налаживает быт один, отсутствие женской руки не слишком бросается в глаза….

С тех пор как подружился с Алексеем, Валерий совсем не чувствует себя одиноким:

– Мы чем можем помогаем друг другу, видимся почти каждый день. Так что стало повеселее!

Валерию, привыкшему к морю, часто его не хватает. Да и с обычной водой на хуторе все непросто – до ближайшего родника, откуда он каждый день таскает воду для своих птиц, порядка 150 м. Зато она в любой мороз не замерзает.

– Несмотря на сегодняшнюю малочисленность жителей Прилеп, думаю, что в ближайшие годы хутор окончательно не умрет. Может быть, в Прилепы кто-то еще захочет приехать: свет тут есть, вода тоже, дорогу по центру мы просыпем, до асфальта рукой подать. Земли вокруг много, можно подсобное хозяйство развивать, можно податься в фермеры, – рассудил глава Кривополянского сельского поселения Александр Ребрун. – Перспективы у Прилеп неплохие, тем более что с приездом Алексея Цурикова население хутора удвоилось! А если он станет фермером, то и новые рабочие места обязательно будут.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.