«За мной ходили с ведром хлорки». Воронежцы с ВИЧ ответили на неудобные вопросы
Могут ли инфицированные иметь детей и жить в обществе.
Елена Миннибаева, 1 декабря 2018, 08:00
Всемирный день борьбы со СПИДом в 2018 году отмечают в субботу, 1 декабря. Этот день 30 лет назад, в 1988 году, объявила Всемирная организация здравоохранения, чтобы привлечь внимание к распространению ВИЧ-инфекции. СПИД назвали чумой XX века. Эта болезнь обросла множеством мифов, которые даже спустя много лет продолжают пугать людей.
Герои этого материала РИА «Воронеж» – ВИЧ-положительные горожане. Они не скрывают своих лиц и согласились откровенно ответить на вопросы, которые чаще всего возникают у ВИЧ-отрицательных людей.
Наталья, 43 года, живет с ВИЧ 18 лет:
– Я узнала, что у меня ВИЧ, когда мне было 25 лет. Меня готовили к операции и взяли кровь. Я была первым ВИЧ-положительным человеком в белорусском поселке. Кто меня заразил, не знаю. В то время я дружила с плохими мальчиками. У нас вообще считалось круто встречаться с блатными наркоманами. В этой компании уже были люди с ВИЧ, поэтому я знала, что это не мгновенная смерть, как тогда думало большинство. Но все равно три дня я была в шоке от результатов анализа. На четвертый день я поняла, что о моем диагнозе знает уже весь поселок. В магазине шептались у меня за спиной, показывали пальцем, а бабушки каждый раз, когда я входила или выходила из подъезда, обрабатывали хлоркой перила. Глава поселка вызвал меня к себе и сказал, что мне лучше уехать, чтобы не вызывать страх. Сейчас все хорошо: у меня есть любимый муж (он тоже ВИЧ-положительный), много друзей – как среди тех, кто живет с ВИЧ, так и среди неинфицированных.
Ирина, 34 года, живет с ВИЧ 13 лет:
– Я пришла в женскую консультацию, чтобы встать на учет по беременности. Сдала все анализы. Потом мне позвонили из консультации и сказали, что нужно пересдать анализ в Центре по борьбе со СПИД. Когда и там подтвердилось, что у меня ВИЧ, я разревелась прямо в клинике. Тогда мне казалось, что жизнь закончилась. Помните песню Земфиры «Но у тебя СПИД, и, значит, мы умрем»? Точно так же я тогда думала. Меня врачи валерьянкой кое-как в чувства привели и отправили домой. Перехожу дорогу, и мысль в голове: «Может, под колеса броситься?». Поплакали с мамой несколько дней, а потом пошли в клинику узнавать, как мне жить дальше. Познакомилась при центре с группой взаимопомощи из таких же, как я, ВИЧ-положительных. Они меня вытащили из депрессии.
Ярослав, 40 лет, живет с ВИЧ 18 лет:
– Кто меня заразил, не знаю. В молодости я вел не очень хороший образ жизни: принимал наркотики, были беспорядочные половые связи. И в один из дней мне позвонил друг, с которым мы вместе кутили, и сказал, что у него нашли ВИЧ. Я проверился, и у меня он тоже оказался. Все это время я не относился к ВИЧ серьезно, был таким ВИЧ-диссидентом. Считал, что это заболевание – сплошной большой развод на миллиарды долларов фармацевтическими компаниями. Долгое время у меня хорошо заживали раны, я нормально себя чувствовал. Но с возрастом здоровье пошатнулось, стал ощущать слабость. В итоге встал на учет в Центр СПИД, начал принимать препараты. Уже через несколько месяцев стал лучше себя чувствовать. Сейчас мне 40 лет, а ощущаю себя на 30. Занимаюсь спортом, могу 20 раз на перекладине подтянуться.
Владимир, 43 года, живет с ВИЧ шесть лет:
– У меня был короткий курортный роман на российском юге. Через три месяца после возвращения начались проблемы со здоровьем. Врачи думали, что это пневмония, но порекомендовали сдать анализ на ВИЧ. Он оказался положительным. Я уволился с работы, переехал в Воронеж. Помогаю жене в общественной деятельности, связанной с профилактикой ВИЧ. Также работаю в службе такси, на моей машине есть наклейка «Сдай тест на ВИЧ». Если пассажир интересуется, рассказываю, как и где можно сдать анализ, и вообще про заболевание говорим, бывает, всю дорогу.
Почему иногда кто-то говорит ВИЧ, а кто-то СПИД? Это одно и то же?
Отвечает Наталья:
– Нет! СПИД и ВИЧ – это не синонимы. ВИЧ – это вирус, который вызывает СПИД, но правильное лечение и регулярное медицинское наблюдение всегда позволяют предотвратить ослабление иммунной системы и развитие СПИДа. СПИД появляется, если человек с ВИЧ не принимает препараты. Это раньше ВИЧ-инфекция приравнивалась к быстрой смерти, но с тех времен появились препараты, которые позволяют контролировать заболевание.
Сколько живут люди с ВИЧ?
Отвечает Ярослав:
– Как и все люди – по-разному. Каждому человеку его век отмерен. Но если говорить про то, приближает ли ВИЧ день смерти, то в большинстве случае – нет. Выполняя простые рекомендации доктора, наблюдаясь в СПИД-центре, принимая каждый день препараты, можно прожить долгую полноценную жизнь, которая ничем не будет отличаться от жизни здорового человека. При соблюдении всех медицинских рекомендаций, здоровом образе жизни человек с ВИЧ умрет не от того, что он ВИЧ-положительный, а от естественных возрастных заболеваний, от старости, проще говоря.
ВИЧ – это заболевание наркоманов, геев и проституток?
Отвечает Наталья:
– Перечисленные, конечно, особая группа риска. Но заражаются ВИЧ не только они. По данным федерального Центра по профилактике и борьбе со СПИДом на 2017 год, большая часть россиян, у которых в 2017 году был выявлен ВИЧ, заразились при гетеросексуальных контактах. Около 46% были инфицированы при употреблении наркотиков и всего два с небольшим процента – из-за гомосексуальных связей. Почему так происходит? Из-за беспечности. Вот спросите любого вашего знакомого, когда он в последний раз сдавал тест на ВИЧ. Скорее всего, скажет, что давно или вообще ни разу. А если он, не дай Бог, заражен, то и его партнеры потенциально в группе риска.
ВИЧ-положительные занимаются сексом?
Отвечает Ирина:
– В монахи не уходят. Конечно, когда человек только узнал, что у него ВИЧ, включается «стоп». Нужно время – разобраться в себе, принять диагноз. А потом люди возвращаются к обычной жизни. В начале отношений необходимо использовать презерватив при всех видах секса. Отказ от презервативов возможен, но лишь когда «положительный» партнер регулярно без пропусков принимает назначенные ему препараты. В этом случае на фоне терапии достигается неопределяемая вирусная нагрузка, то есть больной становится безопасным для своего партнера. Благодаря неопределяемой вирусной нагрузке дискордантные пары (один партнер ВИЧ-положительный, второй – отрицательный) могут не пользоваться презервативом и зачать ребенка. Но надо помнить, что для контроля ситуации здоровому партнеру следует раз в полгода сдавать анализы на ВИЧ-статус.
У Ирины и Андрея дискордантная пара: она ВИЧ-положительная, а он – отрицательный
У ВИЧ-положительных родителей могут рождаться ВИЧ-отрицательные дети?
Отвечает Ирина:
– Дети в дискордантных парах или парах, где оба родителя «положительные», в 98% случаев рождаются ВИЧ-отрицательными. У меня двое детей. Старшего я родила, когда была уже заражена, отец ребенка тоже был инфицированным. Младший сын родился в апреле этого года, мой муж ВИЧ-отрицательный. И оба ребенка ВИЧ-отрицательные. Пара, в которой есть ВИЧ-положительная супруга, должна понимать, что беременность не будет обычной. Женщина должна наблюдаться у акушера-гинеколога в женской консультации и у специалистов Центра СПИД. Ей назначают антиретровирусные препараты, контролируют их переносимость и эффективность профилактики, дают рекомендации по способу родоразрешения. Также профилактический курс потребуется новорожденному. Если в паре «положительный» мужчина, его беременной партнерше пропишут профилактические препараты.
В моем окружении есть ВИЧ-положительный. Не опасно ли пить и есть с ним из общей посуды?
Отвечает Владимир:
– Вы можете это смело делать. Вирус не передается при использовании общих бытовых приборов, посуды и одежды, через поцелуи, через рукопожатие и через воздух. Доходит до абсурда, когда в автобусе кто-то чихает и вместо «будьте здоровы» слышит в ответ: «Расчихался тут, еще СПИДом заразишь». Запомните, что ВИЧ в воздухе не живет. Если чихнул, кашлянул стоящий рядом с вами ВИЧ-положительный, он вас не заразит. Дружить с ВИЧ-положительными можно и нужно. Мы обычные люди: работаем, ходим в кино, посещаем сауны и кинотеатры, спортзалы. Только донорами крови не можем стать.
Если меня укусит комар, который до этого сосал кровь у ВИЧ-положительного, я заражусь?
Отвечает Владимир:
– Через укусы кровососущих насекомых вирус не передается. Когда комар кусает, он впрыскивает слюну, а не кровь от предыдущего укуса.
Может ли человек понять без тестирования, что он заразился ВИЧ?
Отвечает Ярослав:
– Не может. В этом и есть коварство ВИЧ. Бывает, что люди заражаются и долгое время живут, не зная об этом. О том, что у него ВИЧ, человек иногда узнает, только когда через много лет появляются признаки снижения иммунитета, либо на работе потребуют сдать тест на ВИЧ, или нужно перед операцией сдать анализ. Поэтому, чтобы жить спокойно, возьмите себе за правило раз в полгода сдавать кровь на ВИЧ. Нам говорят, что нужно приходить раз в полгода на осмотр к стоматологу, добавьте сюда еще тест на ВИЧ.
Можно ли полностью вылечить ВИЧ?
Отвечает Ирина:
– Пока не изобрели такую пилюлю, которая бы избавила организм от вируса. Но мы надеемся, что доживем до того дня, когда такое лекарство появится. Наука движется семимильными шагами. Если в конце XX века ВИЧ был приговором, то сейчас это хроническое заболевание. Ведь есть ряд других заболеваний, при которых нужно каждый день по схеме принимать лекарства. Так же и с ВИЧ. Не забывай пить таблетки, веди здоровый образ жизни – и доживешь до свадьбы внуков.
Наркоманы, употребляющие неинъекционные наркотики, защищены от ВИЧ?
Отвечает Наталья:
– Не совсем так. Механически – да. Но наркоманы, что бы ни принимали, ведут беспорядочную, незащищенную половую жизнь. А так как партнеров они выбирают из своего круга общения, риск того, что он окажется инфицированным, велик.
Сколько инфицированные люди тратят денег на лекарства от ВИЧ?
Отвечает Владимир:
– Мы получаем их бесплатно.
ВИЧ-инфицированные посещают маникюрные салоны, парикмахерские, тату-салоны?
Отвечает Наталья:
– Это личное дело каждого. Я, например, делаю маникюр, крашусь и стригусь. Но всегда слежу за тем, чтобы инструменты были простерилизованы. И тут дело не только в ВИЧ – если инструменты плохо обработаны, есть много других инфекций, которыми можно заразиться. И эти вирусы более устойчивы к внешней среде. Они могут выживать на инструментах, в отличие от ВИЧ, который гибнет в считаные секунды. Современные тату-салоны используют одноразовые инструменты и вскрывают их непосредственно перед клиентом, что дает определенную уверенность в чистоте и низком риске инфицирования.
Мне приходят сообщения, что объявился ВИЧ-маньяк, который бегает по городу с иголкой. Тыкает ею себя, а потом прохожих. Может такой человек заразить меня?
Отвечает Наталья:
– Эти страшилки чаще всего распространяют накануне 1 декабря и в конце мая, когда отмечается День памяти жертв СПИДа. Вот недавно точно такие нелепости во всех мессенджерах у меня были. Не знаю, кто их рассылает и зачем, но это глупость. Как я уже сказала, ВИЧ погибает во внешней среде. А здесь должна произойти целая цепочка: человек уколол себя, вытащил иглу, подбежал к жертве и уколол ее. За это время вирус погибнет на игле. Не поддавайтесь на такие глупые сообщения и не пересылайте их своим знакомым. Именно этого и хотят авторы таких сообщений – посеять в людях панику и агрессию.
Справка РИА «Воронеж»
В Воронежской области зарегистрировано 3174 ВИЧ-положительных человека – в 4,4 раза меньше, чем в среднем по России, и в 2,2 раза меньше, чем в среднем по ЦФО. Ситуация с ВИЧ-инфицированностью в регионе стабильна, однако количество зараженных продолжает расти.