За баранкой. Как встречают День автомобилиста воронежские водители

Истории 5 бывалых шоферов

Валерия Авдохина, Владимир Герусов, Елена Куйдина, Светлана Трезинская, Вита Ершова, 31 октября 2021, 10:00

Михаил Кирьянов (из архива)

День работника автомобильного и городского транспорта – так официально в России называется праздник, в народе известный как День автомобилиста или День шофера. Его принято отмечать в последнее октябрьское воскресенье, в 2021 году это 31-е число.

Герои подборки РИА «Воронеж» – водители скорой помощи, пассажирского автобуса и хлебного фургона – профессионалы, которые по-настоящему любят свое ремесло.

«Дорога – это моя жизнь»

В трудовой книжке Владимира Демьянова всего одна запись – вот уже 40 лет он работает в «Бобровавто». Родился и вырос в Брянской области, на водителя отучился сразу после школы. Полученные навыки пригодились на армейской службе в Польше: Владимир управлял БАТ, БТМ.

– В 1981 году родственник в Боброве предложил устроиться на «хлебовозку» в местное автохозяйство, я согласился. Впоследствии получил дополнительное образование, стал управлять пассажирскими автобусами. Конечно, сначала было непривычно – столько людей везешь... Это ведь большая ответственность, – поделился Владимир.

Фото – Светлана Трезинская

По словам шофера, труд его не из легких, требует спокойствия, сосредоточенности. Водитель должен обладать исключительным вниманием – приходится контролировать одновременно и ситуацию на дороге, и техническое состояние автобуса, и действия пассажиров в салоне. А рабочий день начинается, когда большинство еще спят.

– У меня подъем в 4:00. На рейс выхожу в разное время, например, есть автобусы уже в 5 утра. А заканчиваем мы работу обычно в 19:00–20:00. Перевожу пассажиров и по городу, и между Бобровом и селами, выхожу на рейсы до Воронежа и обратно. Водители нашего хозяйства в основном сами обслуживают свои автобусы, то есть мы работаем и слесарями.

Как отметил бобровец, сейчас работа водителя стала более комфортной по сравнению с 80-ми:

– Раньше мы ездили на ЛАЗах, «Туристах», ПАЗах. Сейчас у нас тоже в основном ПАЗы, но они значительно усовершенствовались. В районе стало больше хороших дорог, это немаловажно. Например, отремонтировали дороги к Мечетке, до Красного.

За 40 лет стажа Демьянов досконально изучил транспортную сеть района, знает все населенные пункты с их закоулками. Накопил и награды: почетные грамоты департамента промышленности и транспорта Воронежской области, регионального Союза автотранспортников, нагрудный знак отличия «За безаварийную работу». А главное – познакомился с огромным количеством людей. Это и считает одним из основных плюсов своей профессии.

– У меня трое детей, у каждого есть водительское удостоверение. Младший сын тоже работает на автобусе. Есть двое внуков, мальчишки уже тянутся за руль. Возможно, они продолжат мое дело. Думаю, профессия водителя еще долго будет оставаться важной, – сказал Владимир Демьянов.

Водитель скорой – помощник для врача

Похожий путь – с единственной строчкой в трудовой – у Ивана Сыроватского, водителя скорой помощи из Подгорного. Родом он из села Сагуны, там же окончил школу, затем в Россоши – техникум по специальности «механик». После армии в 1983 году устроился шофером в Подгоренскую районную больницу, где и работает до сих пор.

Фото – Вита Ершова

– Мой первый автомобиль – УАЗ 469, потом ездил на «буханках». Всего за 38 лет у меня было около пяти рабочих машин. В больнице, кроме меня, еще четыре водителя, мы и ремонтируем автомобили, и следим за их исправностью. Коллектив сплоченный, вместе решаем проблемы, если что-то случается в дороге, друг друга подстраховываем. И всегда помогаем нашим врачам. Если нужно донести больного, мы рядом. Можем не только доставить, но и позаботиться о пациенте, – рассказал Сыроватский.

Когда только начинал, добавил он, выездов скорой к жителям было значительно меньше, чем сейчас. А в последние два года очень много работы для врачей и фельдшеров, а соответственно, и для водителей.

– Подгоренские автомобилисты всегда уступают дорогу скорой помощи с включенным проблесковым маячком. Приятно видеть, что даже на закрытом переезде стараются подвинуться, – заметил шофер.

Его супруга тоже работает на скорой – медсестрой. И обе их дочери – медики: одна – медсестра, другая – фельдшер.

– Я недавно переболел ковидом в легкой форме, прививка была сделана вовремя, – уверен Иван Сыроватский. – В это непростое время хочу пожелать коллегам крепкого здоровья, семейного благополучия и взаимопонимания.

Километры дорог и сотни спасенных жизней

Евгений Пчелинцев из Красного Лога за рулем скорой помощи уже 17 лет. Но, как он признался, такой моральной и физической нагрузки, как сейчас, не было никогда.

Фото – Елена Куйдина

Евгений мечтал стать механиком. Сначала окончил Борисоглебский сельхозтехникум по специальности «Техобслуживание и ремонт автотранспорта», затем заочно – Саратовский агроуниверситет, где выучился на инженера-механика.

В 2004 году он начал работать водителем скорой в Поворинской районной больнице – привлек сменный график и желание быть востребованным, участвовать в спасении жизни людей.

– Первое дежурство было для меня настоящим боевым крещением. На трассе М6 «Каспий» произошло ДТП: водитель уснул за рулем. У него были переломаны ноги. Мне пришлось помогать фельдшеру накладывать жгуты пострадавшему, перекладывать его на носилки. Увидеть открытый перелом – это не для слабонервных. До сих пор помню тот день, – вспомнил Пчелинцев.

Через 4 года он вместе с супругой переехал в Каширский район, снова устроился на скорую помощь, а жена Светлана начала работать врачом-терапевтом.

Фото – Елена Куйдина

Труд водителя скорой, по мнению Евгения, на первый взгляд может показаться простым. Но именно от того, кто сидит за рулем, зависит, как быстро бригада приедет на вызов, найдет адрес. Да и в дороге далеко не все можно предугадать. А во время пандемии стало еще сложнее.

– Нагрузка на нервы, конечно, колоссальная, – признался он. – В районе работают три круглосуточные бригады. Бывает так, что две везут ковидных больных на КТ и госпитализацию, а третья обслуживает вызовы по всему району. За 12 часов смены иногда проезжаем по 300 км. Когда привозим пациентов на КТ, часто ждем своей очереди по несколько часов. Волнуются больные, волнуемся мы. Помогаем перекладывать людей на носилки, подключаем кислородные баллоны к аппарату ИВЛ, если это необходимо. Заправляем их раз в сутки. Слава богу, всего хватает.

По словам водителя, на скорой нет времени даже на кратковременный отдых – ни в ночное, ни в дневное дежурства. Обедать приходится на ходу. Постоянно нужно быть готовым к выезду. И всегда присутствует волнение – успеют ли доехать. Когда вызовов слишком много, просто физически невозможно добраться пораньше. А люди ждут.

– Водители скорой помощи правила дорожного движения не нарушают, если только в самых экстренных случаях, – добавил Евгений Пчелинцев. – Спасти жизнь или соблюсти ПДД – думаю, выбор здесь очевиден. Это должны понимать все участники движения. В наш профессиональный праздник хочется пожелать коллегам никогда не встречать на своем пути тех, кто садится за руль пьяным, и никогда не поступать так самим. А если вы видите скорую помощь с включенными проблесковыми маячками и сигнализацией, уступите проезжую часть. В некоторых случаях ценна не то что каждая минута – каждая секунда. Поэтому, пожалуйста, не мешайте медикам выполнять свою работу – однажды помощь может понадобиться и вам.

ВАЗ не узнать

Водитель отделения скорой помощи Лискинской районной больницы 32-летний Василий Колодин основал автоклуб. Автомобилями он увлечен с юношества.

– Поэтому и профессию выбрал соответствующую, – подтвердил мужчина.

Фото – Валерия Авдохина

Казалось бы, за дежурство приходится наматывать не одну сотню километров. Но и в свободное от работы время Василий находит возможность заняться любимым делом. Хобби давно переросло масштабы домашнего увлечения. И пару лет назад он организовал клуб «Атмосфера». Сообщество насчитывает около 600 подписчиков в соцсетях. Но это только начало, уверен автолюбитель.

Идея перевоплотить старенькие «жигули» восьмой модели в современный спорткар пришла ему в голову лет семь-восемь назад.

Фото – Валерия Авдохина

– Случайно наткнулся на объявление о продаже убитой «восьмерки». Цена была символическая. Поэтому решил купить и не просто довести до ума, а полностью переделать. На осуществление замысла ушли годы, но дело того стоило, – рассказал Колодин.

Сегодня «Оптимус», так назвал своего «железного коня» его владелец, настолько трансформирован, что в нем невозможно угадать признаки детища отечественного автопрома. Теперь это не простой автомобиль, а гоночный болид.

– Одним словом, ВАЗ не узнать, – констатировал Василий. – От прежнего облика остался разве что цвет, его я менять не стал.

Фото – Валерия Авдохина

Водитель давно интересуется гонками в стиле драг-рейсинг. Это особый вид автоспорта – спринтерский заезд с участием двух машин на дистанцию в 402 метра (1/4 мили).

– Наше сообщество – легальный участник соревнований. Мы связались с представителем российской федерации драг-рейсинга Александром Цепляевым и уже приняли участие в чемпионате России по автогонкам в этом стиле. Заезды проводились в четыре этапа. Мы вошли в пятерку лучших, что для первого раза совсем неплохо.

Шоферская династия

«Ветеран» водительского дела богучарец Владимир Соломкин посвятил профессии около 40 лет. Большую часть из них он доставлял на фургоне хлеб, чаще всего – в отдаленные села. В общей сложности шофер райпо проехал по дорогам района около 1,4 млн километров.

Фото – Владимир Герусов

Права он получил поздно – в 28 лет. До этого довелось побыть токарем, трактористом. Однако хотелось работы более динамичной и востребованной. Тогда отец Владимира Александровича, водитель с еще довоенным стажем, предложил сыну продолжить его дело.

– К тому времени у меня уже была своя семья, маленький ребенок. Делать резкие шаги не хотелось, в том числе и при смене работы. Решил, что выучусь на водителя, а там видно будет. Жизнь показала, что это был правильный выбор, он определил мою профессиональную судьбу, – сказал Соломкин.

На первом месте работы, в дорожной организации, начинающему шоферу выделили не первой свежести ЗИЛ. Спустя время, отметив добросовестное отношение к делу, руководство перевело Владимира на ЗИЛ-самосвал. Это считалось повышением в водительской иерархии и определенным авансом на перевыполнение планов – в те годы в районе шло повсеместное асфальтирование сельских дорог.

Помимо различных благодарностей и трудовых вымпелов Владимир Соломкин удостоился и высокой правительственной награды: в 1970 году получил орден «Знак Почета».

– Когда я узнал об этом, то вначале не поверил. Мне было чуть за 30, о каких орденах можно говорить в таком молодом возрасте. Ну а когда вручили, то, не скрою, было приятно, – вспомнил бывалый водитель.

Позже Владимир Александрович перешел на работу в райпо. Как сел с первых дней за баранку «хлебовозки», так и проработал на одной этой спецмашине – фургоне с надписью «Хлеб» – до самого выхода на пенсию, ровно 25 лет.

– Всего в нашем автопарке было пять машин, на каждой посменно ездили. Помимо обязанностей водителя мы также выполняли работу экспедитора и грузчика. Каждые сутки перед поездкой приходилось загружать в будку около 200 лотков с мучной продукцией весом до 15 кг каждый, затем их нужно было выгружать. Обычно к концу двухсуточной смены проезжали порядка 300 км, в месяц выходило до 4,5 тыс. км, – поделился он.

За руль личного «жигуленка» опытный шофер в силу возраста уже не садится, однако еще несколько лет назад мог прокатиться по городу или выехать на Дон порыбачить. По его мнению, если не нарушать ПДД, соблюдать в дороге все требования и нормы, то сейчас водителям в чем-то даже проще, чем раньше – несмотря на то, что поток автомобилей вырос в разы.

– Состояние проезжей части заметно лучше, вдоль трасс немало дорожных указателей, удобно расположены места отдыха для водителей. Да и дорожные службы работают качественно. Не то что раньше, когда мне частенько доводилось пылить по проселкам. Или всю зимнюю ночь ждать, когда приедет гусеничный трактор и почистит снег.

День работников автотранспорта Владимир Соломкин по сложившейся в семье традиции отмечает вместе с сыном Сергеем, который 25 лет отработал дальнобойщиком, и внуком Денисом, тоже профессиональным водителем.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.