Яхт-клуб, гимнастика, рыболовство. Как зарождался воронежский спорт

Выдающиеся спортсмены, нововведения и рекорды.

Галина Саубанова, 6 апреля 2020, 14:00

из архива

Международный день спорта в мире отмечают 6 апреля. В 2020 году праздник пришелся на нелегкое этой сферы время: из-за пандемии коронавируса отменили крупнейшие соревнования и тренировки в спортзалах, стали недоступны даже утренние пробежки. Но это время пройдет, будут и спортивные торжества, и яркие победы. РИА «Воронеж» напоминает, как зарождался воронежский спорт. Материалы предоставил отдел краеведения Никитинской библиотеки.

Настоящее призвание

Первым воронежским тренером, который много сделал для развития разных видов спорта в родном городе, считается Валериан Степанцов. Он родился в 1860 году и был скромным служащим управления Юго-Восточных железных дорог. Но его настоящим призванием была тренерская работа. Без участия Степанцова не обходилось ни одно спортивное мероприятие, особенно если речь шла о гребле, коньках, борьбе, поднятии тяжестей, легкой атлетике, плавании.

У Валериана Стапанцова был единственный в Воронеже секундомер, которым он замерял результаты спортивных достижений гребцов, конькобежцев, бегунов, пловцов. Он всегда готов был дать совет начинающему спортсмену, и под его руководством до революции выросла не одна сотня лучших представителей воронежского спорта. На личные средства Степанцов приобрел разборную штангу, насыпные гантели для атлетического кружка. По его инициативе борцы-любители в складчину самостоятельно изготовили первый в Воронеже ковер для борьбы.

Степанцов был одним из первых членов Воронежского яхт-клуба и ратовал за то, чтобы принимать в его члены не только «элиту», но и рядовых горожан, мелких служащих, конторщиков. А поскольку именно яхт-клуб был в Воронеже центром спортивной жизни, Степанцов открыл широкие возможности для многих спортсменов из простого народа.

У него с детства было искривление позвоночника, поэтому он не мог в полную силу заниматься спортом. Но его часто можно было увидеть на катке: он скользил на фигурных коньках в старинной голландской манере, слегка раскачиваясь. Был чемпионом по конькобежному спорту среди членов яхт-клуба, и его имя занесли на «золотую» доску яхт-клуба в 1893 году.

Валериан Степанцов умел делать «крест» на гимнастических кольцах. Руки у него были очень сильные: он без труда раздавливал яблоко надвое указательным и средним пальцем. Каждый день после обеда Степанцов, встав из-за стола, начинал упражнение: разминал мякоть черного хлеба, как воск, в течение двух часов. Местная детвора знала: летом часов в пять вечера на яхт-клубском мостике появляется фигура Валериана Степанцова, он доходит до определенного места у перил и начинает кормить рыбок крошками из размятого им хлеба.

Особую любовь Степанцов питал к воде и веслам, он считался душой воронежского гребного спорта, отлично знал все технические и тактические тонкости гребли и передавал свои знания молодежи.

Ученики запомнили его добрым и скромным человеком. Спортсмен начала ХХ века Митрофан Азаров писал о Степанцове: «У нас, его воспитанников, живет глубокое уважение к нему, энтузиасту спорта, бесконечно и бескорыстно преданному и отдавшему всего себя служению спорту, беспредельно любящего спортивную молодежь».

Воронежский тренер-энтузиаст следил за новинками спортивной литературы, играл в шахматы, вел здоровый образ жизни и строго осуждал выпивох и курильщиков. Умер он внезапно, в 57 лет, незадолго до революции. Во время тренировки гиревиков в яхт-клубе почувствовал себя плохо, опустился в кресло и скончался. В день похорон было решено назвать атлетический кружок его именем.

Кружок существовал с 1917 по 1921 год, затем он прекратил работу, а его имущество было передано в спортклуб Всеобуча. Но имя Валериана Степанцова не забыли его ученики.

Петровский яхт-клуб

История Воронежского яхт-клуба началась в 1875 году. Он находился на острове напротив Успенской церкви, в здании цейхгауза, построенном еще при Петре I. Деятельностью яхт-клуба руководил комитет во главе с командором, а спортивное направление курировал спортивный совет. Яхт-клуб очень быстро стал в Воронеже очагом спорта, и не только водного.

Сначала членами яхт-клуба были лишь привилегированные члены общества: купцы, дворяне, чиновники, врачи, инженеры, юристы. Но в начале ХХ века уже любые рядовые горожане, преуспевающие в спорте, могли пользоваться правами действительных членов при условии уплаты членских взносов.

Для гребного спорта в клубе было более 50 лодок разного типа, гребных и парусных, причем большинство изготавливалось в мастерской яхт-клуба. Река в то время была широкой, полноводной. Самые ответственные соревнования на парусных лодках проводили у «Раздольного колена», где ширина реки достигала 300-400 м (рядом с мостом ВОГРЭС). В состязаниях участвовали как мужчины, так и женщины. Тысячи горожан наблюдали за гонками, многие подплывали на своих лодках поближе, и яхт-клубовскому патрулю приходилось очищать водную трассу от любопытствующих. Победителей гонок награждали золотыми и серебряными жетонами, а при командных соревнованиях – памятными фотографиями с подписью членов спортивного совета.

При яхт-клубе работало общество велосипедистов и кружки – шахматный, атлетический, кружок борьбы. Рядом был оборудован небольшой гимнастический городок. В 1908 году там появилось первое в городе футбольное поле, и в 1910 году было разыграно первенство яхт-клубовских команд. Сначала их было всего две, и по цвету рубашек игроки назывались «синими» и «красными». Но победила в первенстве третья – команда учащейся молодежи «Сфинкс», которая стала первой постоянной воронежской командой.

Начинающие футболисты тренировались без тренеров, а правила были очень условными – лишь бы мяч попадал в ворота. Играли спортсмены в обычных ботинках, и за порчу обуви им нередко попадало от родителей. Матчи проходили без судей, поэтому возникало немало споров, в которых участвовали и болельщики.

Яхт-клуб проводил конькобежные соревнования, состязания по фигурному катанию и легкой атлетике. Будущий олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин начал заниматься фигурным катанием именно в яхт-клубе.

Штангисты и борцы тоже нашли пристанище в яхт-клубе. Борьбой занимались на танцплощадке или открытой сцене. Яхт-клуб был еще и центром культурной жизни: здесь ставили спектакли по пьесам Островского, Чехова, Леонида Андреева целых три режиссера, читали стихи, а хор насчитывал до 50 участников. Между прочим, артисты в яхт-клубе не только выступали, но вели подпольную революционную работу.

Деятельность яхт-клуба начала угасать в годы Первой мировой войны, а после революции он прекратил свое существование. Во время оккупации Воронежа фашисты уничтожили здание цейхгауза и вырубили окружавший его парк.

«Общество правильной рыбной ловли»

Спортивное «Общество правильной рыбной ловли» появилось в Воронеже в 1889 году. Правильной считалась ловля рыбы только удочками. Были запрещены перемет, бредень, невод, вентеря. В специально выделенном затоне общество разводило рыбу: леща, язя, окуня, сазана, голавля.

Члены общества арендовали участок реки между двумя железнодорожными мостами у станции Раздельная, после Отрожки, и разбили его на 28 постоянных мест рыбной ловли у первого моста от Воронежа и 12 мест у второго моста. Стоянки оборудовали, отделив их друг от друга: на дно реки опустили большие коряги с грузом, а между ними насыпали песок. Рыболовам стоянки доставались по результатам жеребьевки, которая проводилась по вечерам в 17 часов. Каждый рыбак на своем месте подкармливал рыбу, чаще всего смесью пареной ржи с ржаным хлебом.

Рыбная ловля продолжалась с 18 до 22 часов. Потом над рекой неслись возгласы, призывающие рыбаков на вечернее чаепитие. Они чаевничали в павильоне на пристани, играли в преферанс и хвастали уловом. С 2:00 до 7:00 снова был большой клев, а потом члены клуба разъезжались по домам.

Результаты рыбной ловли, в том числе рекорды, отмечались в журнале. Например, рыболов Тесман в 1906 году поймал леща весом 7 кг, а Лебедев в 1908 году – 80-килограммового сома.

Рыбаки вносили членские взносы – 6 рублей в год. Каждый хранил в клубе лодку, удочки и постель.

Шахматы

Первые шахматы в Воронеже появились во время строительства флота Петром I. Играли в них поначалу во дворцах, построенных около Успенской церкви и принадлежавших самому царю Петру, князю Меншикову, адмиралу Апраксину. Без этой игры не обходилась ни одна праздничная ассамблея. Самым сильным шахматистом был царь, за ним шел Апраксин, князья Куракин и Меншиков, хорошо играли многие инструкторы по строительству судов: голландцы, англичане, немцы, итальянцы. Вскоре шахматами заинтересовались и местные воеводы.

В начале ХХ века шахматные кружки работали при Петровском яхт-клубе и Общественном собрании. В шахматы играли в семьях, во дворах, в гимназиях и училищах, и даже на Девичьем рынке в магазине Стаховского. Но единственным квалифицированным шахматистом долгое время оставался Николай Калинский, участник третьего Всероссийского первенства по шахматам в 1903 году. Поскольку в Воронеже серьезных соревнований не проводилось, он играл с партнерами по переписке. Именно Калинский стал организатором первого шахматного кружка в воронежском клубе Общественного собрания.

После революции в 1923 году в Воронеже был организован шахматно-шашечный кружок в составе 17 человек, затем кружки стали возникать на предприятиях, в вузах, клубах. Первым чемпионом Воронежа после революции стал Константин Ильинский, который в студенческие годы сыграл вничью с самим Алехиным. Мастером спорта СССР по шахматам первым из воронежцев стал в 1939 году Иосиф Рудаковский, а вторым – Николай Копаев.

В 1932 году на площади III Интернационала (парк «Орленок») разыграли партию живых шахмат, где роль фигур играли люди и кони. Она привлекла огромное количество зрителей и способствовала популяризации этой игры. В 1935 году много шума наделал приезд гроссмейстера из Чехословакии Сало (Саломона) Флора, только что разделившего на международном шахматном турнире в Москве первое и второе места с Михаилом Ботвинником. Он дал в Воронеже сеанс одновременной игры, причем много партий закончилось вничью, что свидетельствовало о высоком уровне воронежских игроков.

Самым молодым участником сеанса одновременной игры с чешским гроссмейстером был девятилетний воронежский шахматист Волик Загоровский. Весной 1941 года на городском чемпионате уже 15-летний Владимир, все еще самый юный участник, победил и получил звание чемпиона. Он стал профессором ВГУ, мастером спорта СССР, гроссмейстером, и первым из воронежцев завоевал звание чемпиона мира по шахматной переписке.

Что еще необычного происходило в воронежском спорте?

Воронежское телевидение первым в СССР открыло заочную школу акробатики

В 1969 году появилась спортивная телешкола «Домашний стадион». Еженедельные заочные уроки акробатики несколько лет давал зрителям заслуженный тренер РСФСР Евгений Анцупов. На экране дети выполняли несложные упражнения – кувырок, шпагат, мостик, а тренер комментировал и вносил поправки. За три-четыре года многие юные заочники поступили в детские спортивные школы, секции, стали разрядниками и мастерами спорта.

Трассы «бобслея» прокладывали прямо на улицах

В начале ХХ века крутые воронежские улицы зимой становились горками. В рождественские, новогодние, масленичные дни молодежь каталась на салазках с гор по улице Нееловской (Пятницкого), Семинарской горы (Помяловского), Петровского спуска (Степана Разина), Жандармской горы (Коммунаров), Большой Троицкой (Ленина) и других. Салазки были на подкованных толстым железом полозьях, с бубенцами и звенящими стальными кольцами, так что звон разносился далеко по городу. Почти все спуски заканчивались на льду реки, и салазки успевали развить достаточно большую скорость. При этом пешеходы и лошади с санями продолжали свое движение по улицам, невзирая на катальщиков. Во избежание столкновения на перекрестках выставляли наблюдателей, которые в нужный момент останавливали конный транспорт или прохожих.

Воронежские гимнасты тренировались на деревьях

Гимнастический городок Воронежского яхт-клуба был очень скромным и не удовлетворял потребностей всех желающих. Поэтому увлеченная спортом молодежь самостоятельно обустраивала места для тренировок. Известный воронежский спортсмен начала ХХ века Андрей Преснухин расположил гимнастические снаряды в своем саду на Гамовской улице. В ветвях толстого, в два обхвата, вяза он развесил кольца, трапецию, наклонную лестницу, установил турник и брусья. На этих снарядах постоянно тренировались сыновья рабочих и служащих. В 1908 году на соревнованиях в яхт-клубе они показали прекрасные результаты: первое место занял Капенкин, второе – Лебедев. Сам Преснухин выступал на уровне современного первого разряда. Затем спортивные снаряды появились и в других воронежских дворах.

Рекорд выжимания гири остался непобитым

Рекорд выжимания одной рукой двухпудовой гири принадлежит уроженцу Павловского района Воронежской области Анатолию Протопопову. В 1948 году на чемпионате СССР по поднятию тяжестей среди моряков он поднял гирю 1002 раза. На каждый подъем давалось две секунды. Протопопов стер в кровь руки, но продолжал бороться за рекорд. В итоге он далеко опередил соперников: результат второго места – 702 раза, третьего – 656. Этот рекорд не повторен никем в ХХ столетии.

Воронежские голубеводы вывели новую породу голубей

Воронежские дворы до середины ХХ века невозможно представить без голубятен. Голубеводство носило спортивный характер. Любители часами обсуждали стили птичьего полета: «на кругах», «в качку», «в пробежку». Каждый добивался, чтобы его стая летела выше, дольше и красивее. Была выведена местная порода голубей – «воронежские чистые», отличающаяся выдающимися летными качествами. Голуби этой породы были разнообразны по окрасу, и в зависимости от расцветки «платья» их называли «арапами», «цыганами», белозобыми-белопоясными.

На выставке птицеводства в Воронеже в 1913 году впервые представили почтовых голубей. К их крыльям привязали записки и выпустили на волю из Городского сада. Эксперты последовали за птицами и обнаружили их на квартире хозяина. Так было наглядно доказано умение голубей ориентироваться на местности.

Местный силач Проня устоял против борца с мировым именем

В конце ХIХ – начале ХХ столетия повальным увлечением воронежцев была французская борьба. Этому способствовали чемпионаты профессионалов-циркачей. Однажды даже состоялся чемпионат французской борьбы среди женщин. В Воронеже выступали известные силачи Иван Поддубный, Иван Заикин, Федор Лютов. Конкуренцию им составляли местные силачи – уроженец Панинского района Прокофий Рябов, или, как его называли, Проня. Говорили, что он шутя поднимал сруб деревянной избы, а двухпудовыми гирями играл, как мячами. Борец с мировым именем Фосс не только не смог положить Проню на лопатки, но даже не сбил его с ног.

Гимнастику в Воронеж привезли чехи

Многие молодые воронежцы увлеклись гимнастикой благодаря урокам преподававших в учебных заведениях чехам: Данибылу, Сыроватко и другим. При их участии был создан кружок «Сокол» (по аналогии с чешским обществом под тем же названием). Члены спортивного кружка часто выступали на городских сценах и пользовались большим успехом. Коллекционеры собирали цветные открытки с изображением сокола и наиболее отличившихся спортсменов. В городском реальном училище преподаватель Сыроватко учил работе на снарядах – кольцах, брусьях, турнике, военному строю и построению пирамид. Свою «сокольскую» гимнастику «реалисты» демонстрировали на вечерах в Дворянском собрании.

Воронежский стадион «Динамо» считался лучшим после московского Стадион «Динамо» на 20 тыс. зрителей построили в Воронеже в 1932 году всего за четыре месяца. «Говорят, что после московского «Динамо» это лучший стадион. По размерам он не меньше харьковского, а по расположению и удачному архитектурному оформлению лучше», - писал воронежский журналист Александр Швер. В своей заметке он опасался лишь, что трамвай не справится с перевозкой огромного количества воронежцев, желающих приобщиться к спорту, и предлагал пустить к стадиону дополнительную трамвайную линию. Воронежские чекисты ходили в авиасекцию

В Воронеже в 1932 году появилась авиасекция – школа «Динамо». Подобные уже открылись в Харькове и Ленинграде и показали, что летное дело можно освоить без отрыва от работы. В основном учились в авиашколах чекисты-динамовцы, подчиняясь посылам: «"Динамовец" должен овладеть летным искусством!», «"Динамовец", на самолет!». Самолеты для занятий приобретались в том числе на средства самих динамовцев-энтузиастов. После шестимесячного курса теории курсанты приступали к практическим занятиям, причем на аэродром они нередко отправлялись в свой выходной день. В декабре 1932 года воронежская авиасекция рапортовала о первом выпуске летчиков-чекистов.

Уникальные спортивные элементы

Воронежцы не только ставили рекорды в спорте, но и изобретали новые спортивные элементы. Первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, уроженец села Хреновое Бобровского уезда, выполнил на катке фигуру, которую никто не смог повторить. Панин-Коломенкин – пятикратный чемпион России по фигурному катанию в 1902–1907 годах, призер чемпионатов мира и Европы. В 1908 году он завоевал золотую медаль по фигурному катанию на IV Олимпиаде в Лондоне. Также был чемпионом мира и России по стрельбе.

Знаменитая воронежская гимнастка Любовь Бурда впервые выполнила на брусьях сложнейший гимнастический элемент с поворотом на 540 градусов, который получил название «вертушка Бурды». Самые громкие победы спортсменки пришлись на конец 1960-начало 1970 годов: она чемпионка XIX Олимпиады в Мехико и XX Олимпиады в Мюнхене, абсолютная чемпионка СССР 1969–1970 годов.

Заслуженный мастер спорта СССР воронежец Александр Ткачев также впервые выполнил сложный гимнастический элемент «перелет Ткачева». Этот элемент определил дальнейшее развитие всей полетной гимнастики в упражнениях на перекладине.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.