Выставка «Воронежская Азбука» открылась в музее Крамского
Рисунки, сделанные для одноименной книги, художник Александр Флоренский подарил городу.
Софья Успенская, 6 сентября 2014, 19:39
В пятницу, 5 сентября, известный петербургский художник Александр Флоренский презентовал в воронежском областном музее Крамского серию рисунков «Воронежская Азбука». Все вместе они составили одноименную книгу, которая, по задумке организаторов проекта, – арт-группы «Квадрат» и фестиваля «Чернозем» – станет уникальным сувениром из столицы Черноземья и одновременно своеобразным гидом по городу.
Средства на издание книги собрали сами воронежцы на краудфандинговой платформе. В финансировании проекта также участвовал Департамент культуры и архивного дела Воронежской области и представители местного бизнес-сообщества.
В мае этого года Александр Флоренский приехал в наш город, несколько дней гулял по Воронежу, а затем засел за работу. Рисуя по 4-5 букв в день, он подготовил иллюстрации на все 33 буквы азбуки меньше чем через две недели.
На «А» в азбуке поселился Арсенал, на «Б» – домик Бунина, на «Ё» – Берёзовая роща, на «К» – Каменный мост и улица Карла Маркса, на «Ю» – здание управления ЮВЖД. По словам автора, его выбор субъективен, книга – не путеводитель по всем достопримечательностям Воронежа, а сборник частных впечатлений художника, который иногда не замечает «парадных» объектов, зато цепляется взглядом за контраст исторических зданий и уродливой новостройки.
Летом книга была свёрстана и напечатана, а оригиналы иллюстраций художник передал в дар художественному музею им. Крамского.
– Я часто сталкиваюсь в поездках с ситуацией, когда люди высокомерно заявляют, будто не знают, где находится Воронеж, – признался директор музея Владимир Добромиров. – Теперь я смогу ответить им, что Воронеж – это рядом с Петербургом, Тбилиси и Иерусалимом.
Александр Флоренский, открывая выставку, поблагодарил всех, кто помог «Воронежской азбуке» выйти в свет, включая автора идеи азбуки города – поэта Михаила Короля.
Кстати, «Воронежская азбука» может стать четвертой и последней книгой в этой серии. Хотя сам автор признался, что после воронежской азбуки его позвали рисовать нью-йоркскую и черногорскую, возможно, это будут уже не азбуки, а путешествия, подобные сделанному художником этим летом «Путешествию из Мурманска в Киркинес с заездом в Териберку, Титовку, Заполярный, Никель, Борисоглебск, Гренсе Якобсельв, Пасвик, Вардё, Вадсё, Бюгёйнес и Нейден». По финансовым причинам откладывается пока и «Псковская азбука», о которой художник говорил в мае («Это висит у меня в планах, такой долг, но поскольку гонораров там не планируется, а мне тоже надо что-то кушать, то пока на первое место выходят проекты, которые как-то оплачиваются»).
– В живописном отношении Нью-Йорк мне совсем не нравится, а в рисовальном - там много того, что я люблю, а именно корабликов. Манхэттен окружен пирсами, и я думаю, смогу там развернуться, – поделился планами художник.
Тираж «Воронежской азбуки» составил 2500 экземпляров – первую партию изданий, которую выставили на продажу в музее Крамского, воронежцы расхватали сразу же. Книгу можно будет купить в музее Крамского, в галерее «Х.Л.А.М.» и в книжном клубе «Петровский». Выставка в музее Крамского будет работать до 5 октября.