Выставка «Сказка кружевных узоров. Ковроткачество» открылась под Воронежем
В экспозиции представлены дореволюционные и современные изделия местных рукодельниц
Нина Богданова, 5 марта 2022, 14:43
В Рамонском мемориальном музее принцев Ольденбургских поселка ВНИИСС открылась выставка «Сказка кружевных узоров. Ковроткачество» в пятницу, 4 марта. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщила директор музея, писатель и краевед Людмила Образцова.
В экспозиции представлены дореволюционные кружевные вещи – скатерти ручной работы, салфетки, воротнички из семей местных жительниц Галины Сокольской, Валентины Гусевой, Татьяны Балковой, Валентины Поляцкой. Галина Жильцова из Рамони предоставила ажурные салфетки, вышитые в 50−60-е годы. Вязать ее научила бабушка Вера Жильцова, обучавшаяся в школе-мастерской «Мебель, ковры, вышивка и кружева» помещицы Екатерины Чоколовой в селе Горожанка еще до революции.
– Чудесны были ковры принцесс Евгении и Ольги Ольденбургских в Рамони и селе Староживотинное, Екатерины Чоколовой -в селе Горожанка. Хозяйки были погружены в красоту ковровых узоров, рисунков, знакомы с ткацким искусством других стран. Яркие, колоритные образцы ткачества с многочисленными узорами, цветочными построениями были прекрасным украшением интерьеров. Ковры выставлялись на различных ярмарках, выставках, и везде они имели огромный успех. В ковровой мастерской принцессы Евгении Ольденбургской ткали не только ковры, но вышивали, вязали и выполняли ткани на жаккардовых станках. На Первой Всероссийской кустарной выставке в 1902 году были представлены дорожки шерстяные, полотно с затканными концами, полотно, шитое мережкой, полотно вытканное, ковры, юбочная материя. Работы отметили наградами. Великая княгиня Ольга Александровна в селе Староживотинное занималась не только изготовлением ковров, но и ткачеством полотенец, суконных тканей из шерсти, плетением вожжей, – рассказала Людмила Образцова.
Мастерица Анна Гладнева представила ковер «в розу».
Ее мать Наталья Клепова (Гладнева) тоже обучалась в школе-мастерской Екатерины Чоколовой. В ковровом и кружевном отделениях учили ткать ковры и вязать кружева крестьянских девочек от десяти до 16 лет под руководством опытных наставниц. До революции Наталья и ее подруга изготовили ковер «Адам и Ева». Он попал на Всемирную выставку художественных изделий в Париже и куплен Лувром.
Свое искусство Наталья Клепова передала двум дочерям – Марии и Анне. Мария организовала ткацкий цех в Хохле, один из ее ковров хранится в Воронежском краеведческом музее, а Анна преподавала русский язык и литературу в Березовском сельскохозяйственном техникуме и тоже увлекалась ковроткачеством.
Выставка продлится до 18 марта. Адрес музея: Рамонский района, поселок ВННИИСС, 92. Время работы: с 8:00 до 16:00, кроме выходных.
Контекст
Слово «кружево» означает «окружать», украшать декоративной отделкой края одежды и другие изделия из ткани. История русского кружева началась благодаря Петру I. Существует предание, что в 1725 году он вывез 30 кружевниц из нидерландской провинции и разместил их в Москве, в Новодевичьем монастыре. В этом месте стали обучать беспризорных детей. С тех пор начало распространяться кружевоплетение по всей России.