Выставка «Невозможный пейзаж»: инструкция по применению
Как понимать ржавые металлические конструкции в галерее, объясняет художник Николай Алексеев.
Софья Успенская, 16 декабря 2014, 10:47
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Современное искусство: инструкция по применению».
Можно ли считать ту или иную работу произведением искусства? Как отличить хорошее произведение современного искусства от плохого? Вопросы, которые многие задают себе, увидев ржавое корыто посреди художественной галереи, но стесняются озвучить.
Мы покажем вам самые интересные воронежские (и не только) арт-объекты и выставки и зададим все очевидные, неудобные и, возможно, даже глупые вопросы художникам, искусствоведам и галеристам — и вместе попробуем разобраться, как же все-таки обращаться с этими странными экспозициями, как отличить искусство от мусора, когда бревно становится искусством, а когда остается бревном.
Выставка «Невозможный пейзаж»
До 18 декабря в Воронеже работает выставка «Невозможный пейзаж» – совместный проект московских художников Коли Онищенко и Димы Филиппова. Авторы, работающие в разных техниках с близкими темами и сюжетами, представили в Воронеже общий срез их художественного взаимодействия. В трех залах Воронежского центра современного искусства они создали инсталляции из старых фотографий, металлических конструкций и видеопроекций. Почему разбросанные по полу бумажки, зачем в галерее металлические палки и почему не стоит бояться непонятного, объясняет художник Николай Алексеев.
– Это точно искусство? А эти бумажки на полу – тоже арт-объект? А вдруг они просто упали? Как мне это отличить?
– Этот вопрос мне всегда казался очень странным, использующим какую-то надстройку: «искусство – это очень важно, а мне вместо этого подсовывают дешевую подделку».
Для того, чтобы на него ответить, необходимо определить, что такое искусство. И, боюсь, что это мало кому под силу, тем более мне. Этот род деятельности огромное количество раз кардинально видоизменялся на протяжении веков. Ему предписывались магические свойства, он работал как шестеренка различных идеологических машин, как инструмент подавления и освобождения. Из искусства лился божественный свет и пропаганда. Является ли искусством настенный рисунок, который оставляет менеджер перед выходом на работу, заклиная бытовую технику лучше продаваться и принести ему прибавку к окладу? Является ли искусством конный портрет Владимира Путина? Или видеопроекция с полем на стене?
– Это важные вопросы для искусствоведа, художника или зрителя. Но только для того, чтобы самому, отвечая на них, иметь маркеры, ориентиры, чтобы не сбиться с пути. К сожалению, на них нет единственно верного ответа, Николай Алексеев, художник.– А что делать, если я пришел, посмотрел - и ничего не понял?
– Слово «искусство», в том числе, образовано от старославянского «искоусъ», что означает «опыт». И, как мне кажется, зная это, можно легче относиться к внешним эффектам искусства, боязни, что вам подсунули подделку или что вы недостаточно хороши для того, чтобы «прикоснуться к прекрасному». Но при этом можно гораздо серьезней отнестись к себе и узнать о самом себе и мире, который вас окружает, много больше. Метафорично, опыт– это путь. И этот путь никто не пройдет, кроме вас. Если же идти не хочется, то можно довольствоваться ответом: в «Воронежском центре современного искусства» выставляют искусство, значит то, что вы видите – это искусство.
– Зачем эти ржавые палки в галерее?
– Встреча с «ржавыми палками» начинается с афиши на входе. На ней – бескрайняя степь, и две арматуры, как древки флагов, гордо стоят в этой степи. Обычно такими штуками армируют железобетонные конструкции. На выставке мы видим несколько таких конструкций в разной степени сохранности. На видео Коли Онищенко это новостройки в районе СХИ или ещё где-то (это не очень важно). На видео Димы Филиппова – руинированная шахта в Алтайском крае. По этому разрушенному пейзажу Дима ходит со своим отцом. Это бывшее место добычи полиметаллических руд, на котором работал отец художника. Сейчас это лишь остов, как грудная клетка мёртвого животного или хитиновый панцирь жука. Арматура же – отдельные чешуйки некогда грозного, жужжащего или рыкающего зверя.
К тому же у арматуры есть и несколько формальных признаков, работающих на общее ощущение от выставки. Первое и самое заметное - длинные металлические прямые похожи на карандашную линию, что придает выставке эскизность и легкость. Но при этом они расположены так, что всячески преграждают путь, визуально, не физически, мешают пройти. Что добавляет тревожности в ваше путешествие по выставке. Вообще, чем хорош такой вид визуальности, которую используют художники - это ощущение опасности без знаков опасности. Здесь они очень точны формально.
– А почему видео без звука? Там же ничего не понятно.
– Я не согласен, что ничего не понятно, так же как не могу в этом винить отсутствие звука. В фильме «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» тоже не было звука и с тем же успехом можно было назвать его непонятным. Но в то же время он произвел невероятный успех, став небывалым аттракционом. Чтобы поддерживать этот wow-эффект, к видео добавляли все новые и новые возможности, сначала звук и декорации, затем – анимационные спец-эффекты, различную оптику, монтаж и т.д. С каждым днем все сложнее произвести этот wow-эффект, если в первые 15 секунд в этом видео ничего не произошло, окно с ним можно смело закрывать, если, конечно на вас не шлем 3d реальности.
Тем приятнее мне смотреть видео, использующее «слабые эффекты», как то, о котором вы спрашиваете. Это же невероятно приятно – смотреть монотонное видео без сюжета и звука, но вдруг понять масштабы людей на видео, шахты этого инородного объекта, а потом своего тела и пустой комнаты. Увидеть, как это устроено и как ты вдруг стал частью этого мироустройства.