Выставка «Каменная поступь рассвета»: инструкция по применению
Почему не надо бояться непонятных экспонатов, объясняет художник Сергей Горшков.
Софья Успенская, 9 апреля 2014, 23:04
РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Современное искусство: инструкция по применению».
Можно ли считать ту или иную работу произведением искусства? Как отличить хорошее произведение современного искусства от плохого? Вопросы, которые многие задают себе, увидев ржавое корыто посреди художественной галереи, но стесняются озвучить.
Мы покажем вам самые интересные воронежские (и не только) арт-объекты и выставки и зададим все очевидные, неудобные и, возможно, даже глупые вопросы художникам, искусствоведам и галеристам — и вместе попробуем разобраться, как же все-таки обращаться с этими странными экспозициями, как отличить искусство от мусора, когда бревно становится искусством, а когда остается бревном.
Выставка «Каменная поступь рассвета»
До конца недели в Воронежском центре современного искусства и галерее «Х.Л.А.М.» открыта выставка «Каменная поступь рассвета» – совместная экспозиция художников Ивана Горшкова и Николая Алексеева. На одной из самых необычных воронежских выставок художники объединили вместе замалеванные краской картинки из Интернета, тряпичные и металлические скульптуры, желе на металлическом стуле, инсталляцию из досок и овсянки, старую шубу и много всего другого.
Как все это понимать и почему не стоит волноваться, что не поймешь, объясняет художник Сергей Горшков.
– Это точно искусство? И выставка настоящая? Художники нас не обманывают? Как вы определили?
– Эта выставка не настоящая, а сказочная. Таких выставок просто не бывает. На этот раз художники не обманули зрителей, все, что обещали – все показали: «…и милые короли, и живые метелки, и домики, влипшие в кашу».
– Великие мастера прошлого рисовали свои картины годами, а здесь ребята налепили экспонатов за несколько дней. Разве так делаются выставки?
– Во-первых, это не совсем правда, что мастера прошлого рисовали картины годами, конечно, если картина не занимает площадь в несколько сот квадратных метров. Это миф, который придумали придворные художники, чтобы глубже запустить руку в карман заказчика. У современного художника возможностей, исключительно технических, больше, чем у художников времен «палеолита». В нашем распоряжении электричество, наемные рабочие, Интернет, типографии, инженеры, физики, дизайнеры и т.д. Этот список можно продлить еще на страницу. Конечно, при этом никто не отменял талант. Без этой малости ничего не склеится, будет какая-нибудь ерунда.
– Зачем Иван Горшков испортил готовые изображения? Он же просто замалевал их!
– Взять готовое изображение и просто замалевать их – какая прелесть, все так просто! Иван Горшков прекрасно справился с этой задачей. Он взял не просто готовое изображение, а самые бездарные и вызывающие ужас фотки из Интернета и не просто замалевал, а с помощью кисти и масляной краски превратил «ничто» в картины-откровения.
– А вот Николай Алексеев вообще не рисовал, а собрал разные предметы и мусор и разложил их кучками или по стенам развесил – какое же это искусство?
– Николай Алексеев в этот раз уподобился Иоганну Генриху Юлию Шлиману. В свое время все смеялись, что Шлиман роется в мусоре, ничего не понимая в археологии, а он, между прочим, открыл миру великие сокровища Трои. Когда-нибудь мир содрогнется, увидев в Воронеже сокровища, подобные троянскому золоту.
– Но желе-то на стуле или каша на полу – как они могут быть искусством? Это же гадость какая-то!
– Интересно, а может быть искусством странный звук? А размахивание руками и ногами? А листок бумаги, перо птицы и 5 граммов чернил? Ответ очевиден – с помощью волшебства гадость превращается в произведения искусства.
– У меня тоже бабушкина шуба в кладовке висит, и бумага, испорченная принтером, есть – можно я их тоже на выставку принесу и тоже стану художником?
– Если вы решили стать современным художником, то не стоит подражать Горшкову и Алексееву – рискуете попасть в ретрограды. Да и зачем вам это, зачем брать чужое? Идите лучше своей дорогой. А разрешения на занятие искусством не требуется, все очень просто: сказано – сделано. Правда – этому надо всю жизни посвятить.
– Как понять эту выставку, если там нет названий и подписей? А вдруг я неправильно пойму и останусь в дураках? Вдруг я напридумываю себе что-то, а на самом деле художники просто хулиганили?
– Чтобы понять или полюбить что-то, не всегда требуются подсказки. Как вы определяете, что именно этот человек «разбил» вам сердце? Если вы не полюбили это искусство, ничего страшного, ищите другое. А художник не может вас обмануть или оставить в дураках, ведь он вам ничего не обещал. Не бойтесь художников и не бойтесь искусства. Бояться надо того, что вас обманет депутат, обещавший, что заасфальтирует дорожки во дворе вашего дома.
От искусства еще никто никогда не пострадал, как бы вас этим не пугали. Это от войны люди страдают да от «коллективизаций» и «индустриализаций». Но это претензии к политикам, уж точно не к художникам. А художники создают то, чем наполняются музеи, то, что в конце концов останется от человечества.
Рассмотреть экспонаты выставки подробнее можно в нашей группе "В контакте".