«Высший пилотаж». Как воронежцам выйти на внешние рынки
Специалисты обсудили внедрение экспортного стандарта в регионе
Галина Саубанова, 8 октября 2021, 19:40
Стратегическая сессия по вопросам внедрения экспортного стандарта в регионе прошла в Воронеже в четверг, 7 октября. В мероприятии приняли участие воронежские предприниматели, представители Российского экспортного центра, органов исполнительной власти, вузов, сотрудники таможни, общественники. О чем говорили эксперты – в материале РИА «Воронеж».
Воронежские говядина и шины
Региональный экспортный стандарт 2.0 в 2021 году внедряется в 40 субъектах Российской Федерации. Это комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса, решившего вывести свою продукцию на внешний рынок. Директор по региональному проекту Российского экспортного центра Наталья Минаева напомнила, что, согласно указу президента, к 2030 году рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров страны должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 годом. А для каждой конкретной компании экспорт – это возможность представить свою продукцию всему миру и увеличить прибыль.
Но многие не решаются шагнуть на внешний рынок, «не зная броду».
– Основные причины того, что предприятие не выходит на экспорт, – это языковой барьер, комплексы и страхи, проблемы коммуникации. Сегодня мировые маркетплейсы позволяют практически любому предприятию продавать на экспорт свою продукцию вне привязки к географии. Чтобы зайти на эту площадку, нужно выполнить определенные процедуры и требования, справиться с которыми и помогает региональный центр поддержки экспорта, – рассказал заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев.
Как отметил чиновник, по итогам 2020 года объем экспорта продукции воронежских предприятий превысил 1 млрд евро. За шесть месяцев текущего года уже видно, что эти показатели будут превышены.
– Продукция воронежских предприятий – это прежде всего продовольственные товары и сырье, удобрения, шины. Растут поставки в сфере машиностроения – это и сельхозмашины, и комплектующие для зарубежных производителей. Наши товары экспортируются более чем в сто стран мира. Основной объем приходится на страны СНГ, но есть и примеры поставок в такие экзотические страны, как Мальта. Недавно был заключен контракт на поставку в Китай нашей знаменитой воронежской говядины, – сообщил Артем Верховцев.
Директор по региональному проекту Российского экспортного центра Наталья Минаева уточнила, что региональный экспортный стандарт 2.0 – это набор из 15 инструментов, позволяющих создать так называемую экосистему для развития экспорта в регионе:
– Помощь предприниматели могут получить на любом этапе экспортного цикла. Это и обучающие программы, и акселерационные программы. Размещение на электронных торговых площадках стало особенно востребованным с началом пандемии. Причем если раньше мы работали с двумя-тремя известными площадками, то сегодня в нашем периметре более 80 площадок, как международных, так и внутри стран – например, внутрикитайские или внутриевропейские.
Реальная, а не формальная поддержка
Наталья Минаева отметила, что малый и средний бизнес интересует в первую очередь поиск партнеров, и путь к этому – маркетплейсы, выставки, посещение предприятий иностранцами. Тогда как для крупного бизнеса важны скорее финансовые меры поддержки: кредитные, страховые, гарантийные продукты, которые также помогает получить Российский экспортный центр.
Руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников подчеркнул, что очень важен уровень доверия предпринимательского сообщества к органам власти.
– Хочется, чтобы бизнес почувствовал реальную, а не формальную поддержку. Тем более в том, что касается экспорта, ведь в предпринимательстве это высший пилотаж. Будем пробовать делать это вместе, реагировать на запросы бизнеса и помогать, – сказал Сергей Корчевников.
Наталья Минаева добавила, что экспорт – это не только возможности для развития конкретной компании, но и налоги с валютной выручки, которые помогают региону решать социальные задачи. Увеличивается и число рабочих мест.
– Красной линией проходит вопрос подготовки кадров – специалистов по внешнеэкономической деятельности. Вузам предстоит большая работа с молодежью. С другой стороны, нужны кадры со среднеспециальным образованием, без которых невозможны развитие производства и экспорт, – отметила Наталья Минаева.
Помощь предпринимателям оказывают бесплатно. Причем на консультацию вовсе не обязательно идти с готовым решением экспортировать свои товары. Возможно, специалисты увидят экспортный потенциал в продукции, которую предпринимателю и в голову не пришло выводить на внешний рынок, – такие случаи тоже бывали.