«Вы никто». Воронежские силовики не нашли вины водителя в гибели 17-летней девочки в ДТП
Родные школьницы добиваются наказания для автомобилиста с августа 2017 года.
Виктория Лушина, 21 декабря 2017, 14:34
Семнадцатилетняя Даша Белозерова из села Титаревка Кантемировского района пошла гулять с одноклассниками вечером 17 августа 2017 года и попала под колеса автомобиля. Девочку, которая стояла на обочине дороги вместе с друзьями, зацепила проезжавшая мимо машина. Школьница умерла в больнице, не приходя в сознание. Авария, в которой погибла девочка, не попала в сводки происшествий, о ней не сообщало ни одно СМИ. Родители Даши уже три месяца добиваются уголовного преследования для водителя машины – сотрудника местной пожарно-спасательной части. Но по официальной версии силовиков оказалось, что в аварии виновата сама школьница.
Машина задела подростков
По словам отца Даши Сергея Белозерова, вечером 17 августа дочь пошла гулять в компании пяти одноклассников. Ребята, которые осенью должны были пойти в 11 класс, отправились в лесополосу недалеко от родного села Титаревка. Около полуночи подростки собрались расходиться. К компании подъехал старший товарищ на «Ладе Калине», парень обещал развезти девочек по домам.
Давая показания в полиции, школьники излагали одну и ту же версию событий. Две девочки из компании перешли дорогу и сели в машину, стоящую на противоположной обочине. Даша вместе с тремя мальчиками осталась на другой стороне. Подростки увидели вдали машину и решили сначала пропустить ее. Рядом с компанией на обочине стоял мопед Wels, принадлежащий одному из школьников. На двухколесном транспорте горели габаритные огни. Однако черный ВАЗ-21124 промчался слишком близко и задел сначала Дашиного друга, а потом и саму девочку. Только после этого водитель машины затормозил.
Подростки стояли на обочине у мопеда
Фото – из материалов доследственной проверки– Мы с женой были на месте буквально через несколько минут: это случилось в паре километров от окраины села. Кто-то из друзей дочки позвонил с ее мобильного и сказал, что она попала под машину. Когда мы приехали, на месте уже стояла «скорая», товарищ Даши был в крови, а она лежала на обочине без сознания. Все дети были в шоке и сначала не могли ничего объяснить. Водитель машины вел себя агрессивно, говорил, что ему некогда и надо быстрее ехать на работу. Сотрудников ГИБДД мы ждали около четырех часов, хотя от Кантемировки до Титаревки всего 25 км, – рассказал Сергей Белозеров.
В результате мальчик получил незначительные травмы и царапины, а Даша сильно ударилась головой о стойку двери автомобиля. «Скорая» отвезла девочку в Кантемировскую районную больницу. Из Воронежа вызвали вертолет санавиации. Врачи диагностировали у пострадавшей кровоизлияние в мозг, ушиб виска, перелом берцовой кости и множество кровоподтеков. Медики сделали Даше операцию, но спасти не смогли. Школьница скончалась около 5:30 19 августа. Судмедэкспертиза пришла к выводу, что девочка умерла от сочетанной травмы головы.
«Сама виновата»
Сначала родные Даши находились в шоковом состоянии и не могли контролировать ход расследования. А уже 17 октября родители погибшей девочки получили официальную бумагу из полиции. В ней семью Даши известили, что уголовного дела не будет из-за «отсутствия состава преступления». Следователи МВД пришли к выводу, что 30-летний водитель легковушки ни в чем не виноват. Якобы школьница выбежала на неосвещенную дорогу перед машиной, и водитель не мог предотвратить столкновение.
– Водитель автомобиля ВАЗ-21124 не располагал технической возможностью предотвратить наезд. <...> Пешеход переходил дорогу в не предусмотренном для этого месте, в непосредственной близости от приближающегося транспортного средства. В действиях водителя автомобиля ВАЗ-21124 не установлено нарушений ПДД, – говорится в постановлении следственного отдела МВД по Кантемировскому району.
Родители Даши обжаловали это решение в районной прокуратуре. Близкие девочки не понимают, почему правоохранители поверили словам водителя легковушки. При этом силовики проигнорировали показания шести свидетелей аварии: друзья Даши и водитель припаркованной «Лады Калины» говорили, что девочка никуда не бежала, а стояла на обочине с компанией друзей. По словам подростков, один из мальчиков в этот момент показывал Даше свой браслет.
Место аварии
Фото – из материалов доследственной проверки– Когда мы занимались похоронами и были еще в состоянии шока, водитель успел два раза поменять свои первоначальные показания. Почему-то следователи приняли за основу именно третью версию, показания всех наших свидетелей во внимание не брали. За это время водитель ни разу не выходил с нами на связь, не извинялся и не предлагал помощь, – заявил Сергей Белозеров.
Корреспондент РИА «Воронеж» пообщался с родителями пострадавшего подростка: они подтвердили, что их сын вместе с Дашей стоял на обочине и его также задела проезжавшая машина. Отец мальчика работает фельдшером на «скорой», он приехал на место ДТП и оказал первую помощь. Родные подростка подтвердили: в материалах дела травмы их сына никак не отражены, сначала они не догадались на этом настоять, а теперь не собираются требовать возмещения у водителя легковушки.
Детали дела
Интересно, что водитель ВАЗа постепенно вспоминал все больше деталей. В первых своих показаниях сотрудник МЧС, сидевший за рулем отечественной легковушки, описывал ДТП схематично. Мужчина рассказывал, что в тот вечер ездил за своими родственниками в село Рудаевка и возвращался домой в Титаревку. На подъезде к селу водитель ВАЗа увидел встречный автомобиль и, поравнявшись с ним, услышал звук удара справа. После этого мужчина затормозил, вышел из машины и увидел лежащую рядом школьницу. Автомобилист подчеркивал, что не заметил группу подростков на обочине дороги и вообще не понимает, «как это все произошло». Через неделю – во время уже третьих показаний – сотрудник МЧС уверенно описывал, как сбросил скорость и переключился на ближний свет фар, заметив встречную машину. Якобы когда он поравнялся с автомобилем, неожиданно за 2-3 метра до его машины на дорогу выскочил человек, затормозить он не успел.
От удара в машине осыпалось стекло
Фото – из материалов доследственной проверки– Я считаю, что в совершении данного дорожно-транспортного происшествия виноват пешеход, поскольку он в неположенном месте в темное время суток неожиданно вышел перед моим автомобилем прямо на проезжую часть, – заявил в своих показаниях от 25 августа водитель легковушки.
В телефонном разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» мужчина подтвердил свою версию событий. Он рассказал, что забирал родственников из гостей и ехал обратно. Машина двигалась по неосвещенной асфальтированной дороге с не интенсивным движением, на полотне даже не было разметки. По словам водителя, он ехал со скоростью около 80-90 км/ч. Потом увидел встречную машину и сбросил скорость до 60-70 км/ч, потому что подумал, что это автомобиль ГИБДД и сейчас придется останавливаться. Уже когда поравнялся с машиной, мужчина заметил группу подростков и девочку, которая отделилась от компании и неожиданно вышла на дорогу. Мопед водитель не увидел, потому что его закрывала группа детей. Сотрудник МЧС сказал, что «прекрасно понимает родителей девочки», но действительно не мог успеть среагировать.
Выводы эксперта
В ответах семье погибшей Даши полицейские ссылаются на заключение автотехнической экспертизы от 4 сентября 2017 года. Якобы именно специалисты сделали вывод, что водитель ВАЗа не мог предотвратить аварию. Однако адвокат семьи Белозеровых Александр Скуратов уверен, что все не так однозначно.
– Очень многое зависит от исходных данных и от того, какие вопросы задать эксперту. Следователи спросили, мог ли водитель предотвратить ДТП, если на его полосе движения неожиданно появился пешеход в 2-3 м от машины, двигавшейся со скоростью 65-70 км/ч. Естественно, эксперт ответил, что не мог. При этом все свидетели говорят, что девочка стояла на месте, но на это не обращают внимания, – рассказал Александр Скуратов.
Защитник семьи Белозеровых предполагает, что водитель легковушки сконцентрировал внимание на стоящей машине и просто не заметил компанию подростков. Эту версию подтверждает то, что ни в одних показаниях мужчина не говорит о припаркованном прямо напротив «Лады Калины» мопеде с горящими габаритами. Зато сотрудник МЧС несколько раз подчеркивал, что Даша была в темной одежде без светоотражающих элементов.
На рукавах куртки школьницы были светоотражающие элементы
Фото – предоставлено родителями погибшей– Дочь была одета в светло-синюю джинсовую куртку со светоотражающими полосками. Обычно она ходила в ней в школу, а там требовали, чтобы у детей были светоотражатели на верхней одежде. Почему-то следователи не изъяли одежду, в которой была дочка. Вещи долгое время хранились в Кантемировской райбольнице. Мы с адвокатом подавали ходатайство, чтобы одежду приобщили к делу. Вообще в полиции нам сразу сказали: «Вы никто и звать вас никак, уголовного дела не будет, до свиданья», – говорит Сергей Белозеров.
– Мы попросили провести повторную автотехническую экспертизу и следственный эксперимент. Чтобы было понятно, где находились свидетели и что могли видеть со своей позиции, как двигалась машина. Наше ходатайство удовлетворили. Эксперимент проведут, но только после оценки технического состояния машины, а специалист уже больше двух месяцев не может доехать из Воронежа. По моему мнению, по этому делу допущена недопустимая халатность. Одежду и обувь Дарьи длительное время не изымали, свидетелей в полном объеме не опрашивали. Факт того, что автомобиль наехал еще на одного подростка, в материалах дела просто отсутствовал. Тем более, что это идет вразрез с версией водителя о якобы выбежавшем на проезжую часть пешеходе. Долгое время мы вообще не могли ознакомиться с материалами доследственной проверки, хотя устно меня неоднократно заверяли, что все предоставят. В результате пришлось направлять жалобу в прокуратуру и официальное заявление в местный отдел полицииАлександр Скуратов
Адвокат
В пресс-службе регионального ГУ МВД корреспонденту РИА «Воронеж» подтвердили, что по делу проведут дополнительную автотехническую экспертизу, которая должна установить все обстоятельства аварии. Медосвидетельствование показало, что в тот вечер водитель ВАЗа был трезвым.