Всем выйти из грязи
Что плохого можно сказать о теперь уже бывшем кандидате в мэры Воронежа Сергее Худякове? Не в смысле его политических перспектив и партийных раскладов, а чисто по-человечески, что называется, с точки зрения обывателя. Ничего. Пожалуй, отсутствие компромата, особенно анонимного, и вообще, какого бы то ни было эпатажа- и есть главная особенность нынешней мэрской кампании.
Александр Рыжков , 23 августа 2013, 10:25
Политологи и эксперты рассматривают выборы воронежского мэра как одну из реперных точек, способных повлиять на расклад сил в областном центре перед следующим электоральным циклом, в ходе которых жителям региона предстоит выбрать губернатора и новый состав областного парламента. Именно с этих позиций принято рассматривать крутые повороты мэрской кампании, в том числе неожиданный отказ от участия в выборах основателя мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадия Чернушкина, выдвижение общественностью первого вице-премьера облправительства Александра Гусева, оригинальный и напористый выход в онлайн коммуниста Константина Ашифина, судебные иски, которыми грозит несгибаемая Галина Кудрявцева, и даже агрессивно-наивную кампанию наружной рекламы главы Семилук Николая Маркова, выдвинувшегося от Народной партии России.
До массового сознания кулуарные или, как минимум, непубличные расклады доходят в виде смутных и довольно обрывочных слухов. Конкурируют же за голоса избирателей главным образом те варианты имиджа, которые создают своим кандидатам их штабы. Надежный и ответственный руководитель, принципиальный обличитель, технократ, следующий самым современным веяниям муниципального менеджмента, и народный заступник – вот самые яркие образы, которые выставлены сегодня на политический рынок города.
Конечно, воронежским выборам еще очень далеко до того, чтобы за этими образами стояли максимально близкие к реальности и, разумеется, осуществимые планы: большая часть того, что можно воспринять как программы кандидатов представляет собой в лучшем случае благие пожелания на весьма неблизкую перспективу, а в худшем – маниловские мечтания, почти не имеющие под собой оснований. Однако сама по себе конкуренция почти исключительно позитивных образов – нечто новое в современной истории региона.
Едва ли найдется в последнее десятилетие предвыборная кампания, в ходе которой не шел в ход откровенный компромат. Названия печатных изданий, распространявших в электоральные периоды информацию на грани или даже за гранью фола, - «Ледоруб» и «Промышленный вестник» - давно уже стали нарицательными. В ожидании очередной порции, извините за выражение, дерьма, которым с удовольствием поливали друг друга кандидаты, можно было даже найти определенное извращенное удовольствие.
Из подметных листков, которые воронежцы регулярно находили в своих почтовых ящиках, они могли узнать о неортодоксальных сексуальных предпочтениях кандидатов, их связи с различными национальными преступными группировками, коррупционных подвигах и прочих безудержных пороках, включая алчность или чревоугодие. На фоне борьбы за традиции и нравственность, которая, кажется, надолго стала федеральным трендом, подобные обличения вполне могли упасть в благодатную почву. Однако пока что участники мэрской кампании воздержались от использования этих не вполне корректных, но давно проверенных методов. Удивительно, но в городе нет (или во всяком случае нет в заметных местах даже в спальных районах) настенных надписей, словно неприятная кожная болезнь покрывавших здания перед днем голосования всего несколько лет назад.
Нет и гиперболизированных «положительных» призывов типа бессмертного «Я разрешу вам бухать» из кинофильма «День выборов». В сравнении с политическими подвигами, например, Сергея «Паука» Троцикого в Москве и Подмосковье воронежские политики, изо всех сил транслирующие призыв «я свой» различным «электоральным группам», выглядят скучновато, хотя доверия заслуживают куда больше.
В любом случае, если кандидаты и предъявляют друг другу какие-то обвинения, то делают это вполне респектабельно, используя традиционные СМИ, устраивая формальные юридические разбирательства либо снимаясь в профессионально смонтированных роликах на Youtube.com. Потому и нет откровенно негативной информации о Сергее Худякове или о ком-то из тех, кто остался в предвыборной гонке.
Про кого-то из них говорят, что он использует беззастенчиво популистские методы, про другого – что всего лишь готовит плацдарм для попадания в Государственную Думу, про третьего – что помогает конкурентам. Но каждое из этих обвинений ориентировано на разум, а не на чувства. Это не удар под дых, как шокирующий вал компромата, а предложение задуматься, пусть и сделанное порой в довольно жесткой форме.
Возможно, за оставшиеся до дня голосования 17 дней у кого-то из кандидатов не выдержат нервы, и он решит, что не разум, а сила, будь то эмоциональное или какое бы то ни было еще давление – более верный способ добиться цели. Но это будет означать лишь то, что воронежские политики так и не научились доверять своим избирателям, а региональная политика в целом все еще не выросла из детских штанишек.