Всегда в эфире. Воронежские радио- и телеведущие – о трудовых буднях
Пять признаний профессионалов, нашедших свое призвание.
Елена Миннибаева, 7 мая 2017, 15:55
Работники радио, телевидения, отраслей связи, радиоэлектронной промышленности отметят профессиональный праздник в воскресенье, 7 мая. Журналисты РИА «Воронеж» попросили радио и телеведущих рассказать, за что они любят свою работу и с каким необычными случаями им приходилось сталкиваться во время прямых эфиров.
Филипп Хуторецкий, ведущий радио «Губерния»:
– Вы читали «Властелин мира» Беляева? Вот примерно такие ощущения я испытал, когда впервые сел к радийному микрофону. Меня все слышат, но никто не видит! Я могу говорить миру все, что захочу, особенно в прямом эфире. Важно донести это внятно и интересно. С дикцией помогают скороговорки, но только поначалу. Потом речевой аппарат привыкает к ним и уже не тренируется. Работают только те, которые ты до этого не знал. Иногда очень весело наблюдать, как ведущие проговаривают скороговорки перед эфиром – иногда мы даже придумываем свои.
Безусловно, для радиоведущего важны харизма, умение увлечь радиослушателя, грамотно выстроить эфир, особенно если к тебе пришел интересный гость. Работа в прямом эфире – это большая ответственность, но и человеческий фактор исключать нельзя. Иногда может проскочить чей-то шепот, иногда на фоне во время звонка со стороны звонящего может кто-то закричать, а эфирщик забудет нажать кнопку прямого эфира, и ты говоришь-говоришь и только потом понимаешь, что в эфир ничего не пошло. Но это так круто – в прямом эфире каждый будний день здороваться с радиослушателями.
Наталья Зубкова, ведущая информационных программ ГТРК «Воронеж»:
– Наверное, самый запоминающийся эфир у меня был летом 2009 года, когда на улице Краснознаменной взорвался склад с пиротехникой. Был еще сезон отпусков, людей на студии было крайне мало, а тут такое ЧП. В итоге все корреспонденты так или иначе были заняты отработкой этой темы. Ребята были измотаны, еле успевали готовить материалы, почти все сюжеты шли, что называется, с колес. Мы с шеф-редактором вдвоем с трудом отбивались от московских коллег, которые звонили и требовали перегнать им последние видео немедленно. Одним словом, к вечернему выпуску нервы уже были на пределе. И вот ждем «гвоздь» – сюжет с последними подробностями по взрыву. Бригада не успевает, в своем отрезке сюжет не выходит. Еще 10 минут, уже идут новости культуры, сюжета нет. Конец программы. Режиссер кричит в наушниках: «Тяни время, они заканчивают». А что такое тянуть время в новостной программе? Не анекдоты же рассказывать, только информацию. Начинаю, теребя бумажки с текстом, вспоминать все, что связано с взрывом. Благо, за этот сумасшедший день я выучила подробности наизусть: во сколько это произошло, сколько пострадавших, когда и куда эвакуировали жителей дома, все скандалы, связанные с компанией, на чьем складе это случилось и так далее. Натянула в общей сложности почти на 40 секунд.
Кто никогда не работал на ТВ и радио, наверное, скажет, что это ничтожно мало, но стандартная новость чаще всего не превышает этот хронометраж. И вот подробности закончились, начинаю буробить что-то вроде «сюжет вот-вот появится в эфире, напомню, что главная тема дня...». И тут слышу спасительную весть: «Коля несет!». В аппаратную, как супермен, только без плаща, влетает наш шеф-редактор Николай Стрижко с кассетой, еще секунда – и сюжет в эфире. У меня трясутся руки, оператор напротив меня облегченно вздыхает, по аппаратной – я не слышу, но вижу через стекло – проносится: «Ффууух». Коля добежал в последние секунды эфира. Он у нас вообще мастер совершать небольшие ежедневные подвиги. Кажется, что наша работа – это только софиты, грим и самолюбование. Обычно так считают те, кто ни разу не наблюдал за прямым эфиром из аппаратной.
Дмитрий Минаков, ведущий радио «Европа Плюс Воронеж»:
– До радио, как и все студенты, работал в разных местах, но все это было не по душе. Как попал на радио? По объявлению. На радио работаю уже шесть лет. Веду программы Play Box, «Кинокайф», игру «Бизнес-ланч», где наши слушатели могут выиграть обед на коллектив. Я много разговариваю – если мы в компании, то разговариваю я и еще раз я. Так что это одна из причин, по которой я выбрал радио. Хотя в детстве думал, что попасть на радио нереально. Когда общаешься со слушателями в прямом эфире, нет сценария. Поэтому курьез всегда есть, но на уровне хорошего юмора. Работая на радио, нужно каждый день совершенствоваться, чтобы людям было интересно тебя слушать и слышать. А так получается у интересных людей. И быть таким мне нравится.
Иван Орехов, музыкальный продюсер, ведущий радио «Губерния»:
– Я люблю работу на радио и никогда не соглашусь с тем, что оно теряет популярность. Во время утреннего эфира телефон не молчит ни минуты – это явный знак того, что у нас есть свой слушатель. Как-то в эфир программы «Гутен Морген» позвонила девушка и сказала, что сейчас она в роддоме и скоро у нее появится малыш. Она была настолько искренней, что вся команда станции умилялась и обсуждала этот звонок еще очень долго. Прошел год, и к нам в студию за подарком приехала девушка, которая накануне победила в викторине. Приехала не одна, а с годовалой дочкой. Это оказалась та самая Ольга, которая звонила нам из роддома! Мы пили чай, ели торт и обсуждали, как изменилась ее жизнь. Некоторые радиослушатели стали уже практически постоянными участниками прямых эфиров – можно сказать, частью команды. Работа на радио и телевидении, на мой взгляд, самая интересная в мире. Здесь не бывает двух одинаковых рабочих дней, следующий не похож на предыдущий.
Ирина Арсеньева, ведущая радио «Борнео», «Русское Радио»:
– Меня нашли на телевидении и пригласили работать на радио. Радио интересно тем, что тебя никто не видит, кроме руководства. Я уже 16 лет на радио. Здесь я нашла свое. Мне очень повезло. Найти своего человека и свою работу – самое крутое, что может подарить жизнь. Мне нравятся наши слушатели, их реакция, чувство юмора. Бывает, звонят люди на «Русское Радио» и просят поставить Deep Purple, а ты объясняешь, что это «Русское Радио», здесь песни только на русском языке. И наш понимающий и оперативно реагирующий слушатель мгновенно переключается: «А можно тогда группу «Грибы», песню «Тает лед».
Справка РИА «Воронеж»
Российский физик Александр Попов продемонстрировал созданный им первый в мире радиоприемник и осуществил первый сеанс радиосвязи на заседании Русского физико-химического общества 7 мая 1895 года.
День радио в СССР впервые официально отметили 7 мая 1945 года. С 1980 года праздник переименовали в день работников всех отраслей связи.