«Все сбежались поглазеть». Почему Юрий Никулин ночевал в Воронежской области

Богучарцы поделились воспоминаниями о пребывании артиста в своем городе

Леонид Шифрин, 17 октября 2020, 13:30

из архива Ивана Татаренкова

В Богучаре Воронежской области родился известный сказочник Александр Афанасьев, учился писатель Михаил Шолохов, жили родственники Чехова. И мало кто знает, что в 1970 году здесь побывал с супругой артист Юрий Никулин, ставший знаменитым после фильма «Бриллиантовая рука» (1968). Воспоминаниями об этом событии поделились местные жители.

Вынужденная остановка

– Юрий Никулин с супругой в первых числах мая 1970 года проезжали мимо нашего города на юг отдыхать. По-моему, то ли в Пицунду, то ли в Гагры. И прямо возле Богучара прокололось колесо его черной «Волги» ГАЗ-22. Никулин сам поставил «запаску» и решил отдать на вулканизацию замененное колесо – дорога-то предстояла дальняя. На местной АЗС артист узнал, что пообедать можно в придорожном кафе «Тихий Дон», а если потребуется переночевать, в городе есть гостиница. Никулин с женой сели за столик, заказали обед, тут же по залу разнеслось: «Никулин, Никулин!» Все сбежались поглазеть на знаменитого артиста. В такой обстановке супругам буквально кусок в горло не лез. Артист повернулся к зрителям и неожиданно сказал: «Гав!» Зал захохотал, – вспомнил богучарский краевед Евгений Романов.

 
Фото – Андрей Архипов

По его словам, собравшиеся наперебой стали предлагать звезде «Бриллиантовой руки» свою помощь. А Никулину прежде всего требовалось разобраться с колесом и устроиться на ночлег. Вулканизация в те годы работала на улице Карла Маркса, там колдовал местный умелец Николай Правдин.

– Никулин в центре города спросил у местных ребят, Толи Молокова и паренька по прозвищу Факир, где мастерская, тут же рассказал им анекдот… Отправили они его к Николаю Правдину. Пока тот ремонтировал Никулину колесо, артист вместе с женой в окружении толпы зевак походили по центру города, узнали, где можно переночевать. Остановились в Доме колхозника, который располагался в бывшем доме почетного гражданина Богучара Александра Федоровского. Кстати, во дворе этого дома в 1917 году с детьми Федоровского играл 12-летний Михаил Шолохов, учившийся в Богучарской гимназии, – продолжил Евгений Романов.

 
Фото – Андрей Архипов

Той весной случился очень сильный паводок, реки Дон и Богучарка поднялись на несколько метров, и из-за разлива Богучарки вся прибрежная часть города оказалась подтопленной. Люди даже плавали на лодках.

 
Фото – из архива Ивана Татаренкова

Семья фотографа районной газеты «Сельская новь» Ивана Татаренкова, жившая на улице Набережной, была вынуждена переехать в центр города к родственнику – в дом по соседству с тем самым Домом колхозника.

Узнав о приезде Никулиных, Иван Татаренков пошел знакомиться. Дело было уже к вечеру, Никулин в общении не отказал, но фотосессию попросил перенести на следующее утро, когда они будут собираться, чтобы продолжать путь на юг.

«Бриться будешь?»

– Мне тогда было десять лет, сестре Наташе – восемь, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» сын Ивана Татаренкова Андрей. – Наутро родители разбудили нас, умыли, причесали, накормили завтраком и сказали, что мы сейчас пойдем в гости к Никулиным. Я, конечно, видел «Бриллиантовую руку» и знал, о ком идет речь. Мы робко зашли в соседнее здание Дома колхозника, вижу – Юрий Никулин идет в майке, полотенце через плечо, в руках бритва. «Бриться будешь?» – спросил он меня. Я от страха пролепетал, что еще не бреюсь. Тогда он подошел к умывальнику и начал бриться. Мы с сестрой смотрели на него во все глаза. Потом Никулины начали выходить со своими сумками. Машина у них была забита под завязку, даже немного назад клонилась.

 
Фото – Андрей Архипов

Иван Татаренков сфотографировал вместе с Никулиным своих детей, а также нескольких местных жителей.

 
Фото – из архива Ивана Татаренкова

 

 
Фото – из архива Ивана Татаренкова

Прямо перед самым отъездом 18-летний Владимир Найденов, племянник Ивана Татаренкова, заметил, что одно из передних колес перегруженной «Волги» Никулиных полуспущено, и вызвался подкачать его.

– Никулин достал из багажника ножной (редкость по тем временам) насос, я присоединил его и начал качать. Качаю-качаю, а оно таким же полуспущенным кажется. Никулин вдруг словно что-то вспомнил и воскликнул: «Это ведь импортные колеса, резина мягкая, потому всегда кажутся полуспущенными!» Глянули на манометр, а я его уже накачал до четырех атмосфер (норма для колес легкового автомобиля – 2,2–2,6 атмосферы. – Прим. РИА «Воронеж»). Чуть было не взорвалось оно с моей помощью, – вспомнил Владимир Найденов.

 
Фото – Андрей Архипов

Никулины продолжили свой путь на юг, а богучарцы еще долго обсуждали их неожиданный визит. Кто бы мог тогда предположить, что совсем скоро Никулины снова посетят эти края.

– На обратном пути, когда они возвращались в Москву, точно возле Богучара «Волга» Юрия Никулина забарахлила, – рассказал Евгений Романов. – Что именно с ней случилось, уже никто не помнит, но только автомобилю опять потребовалась помощь специалистов. И тогда пришлось обращаться в село Залиман, примыкающее к Богучару, в мастерскую колхоза имени Калинина, где главным механиком работал Дмитрий Енин.

 
Фото – из архива Ивана Татаренкова

– Отец был мастером от бога, – вспомнил сын Дмитрия Енина Виктор. – Он просто подходил к автомобилю и две-три минуты слушал, как работает двигатель, а потом всегда ставил точный диагноз. Помню, в тот день он рассказывал, что ему позвонили из Богучара, потом на буксире притащили ту самую «Волгу», а в кабине сидел Никулин. Машину быстро загнали на яму, отец залез в нее, послушал, постучал, потрогал что-то и определил поломку, которая, судя по всему, оказалась не слишком сложной. Через несколько часов Никулин получил свою ласточку отремонтированной. Он потом благодарил отца и долго жал ему руку. Папа часто рассказывал эту историю и всегда улыбался.

 
Фото – Андрей Архипов

 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.