«Все объять смогу позже». Жительница Воронежской области написала более 100 икон
Работы Эльвиры Ануфриенко можно встретить в храмах разных регионов.
Ольга Боткина, 15 июля 2020, 09:00
Иконы, написанные 54-летней жительницей Острогожска Эльвирой Ануфриенко, можно увидеть в храмах не только Воронежской, но и Белгородской, Курской областей. Женщина утверждает, что только мерных икон (икон святого покровителя величиной в рост новорожденного) создала более 100. О своем необычном занятии и секретах мастерства и о том, как ее вдохновляет родной город, Эльвира Васильевна рассказала корреспонденту РИА «Воронеж».
Энергетическая сила
В родном Острогожском районе Эльвира Ануфриенко написала иконы для храмов в селах Шубное, Девица, Солдатское, Мастюгино.
– Это иконы Сергия Радонежского, Тихона Задонского, святителя Пантелеймона. Своды храма Архангела Михаила на Песках я украшала узорами, – вспомнила женщина.
В селе Пришиб Калачеевского района в храме Святителя Пантелеимона она расписывала алтарь, купол и написала ряд икон. Несколько икон создала для музея в Дивногорье. А еще Эльвира Ануфриенко полностью расписала своды храма Георгия Победоносца в Воронеже, осуществляла роспись и реставрацию старых икон в храме Апостола Иоанна на хуторе Филькино в Белгородской области. В селе Зуевка Курской области в храме Казанской Божией Матери также есть ее работы.
– Трудно сказать, сколько икон я написала. Наверное, все оценить и объять я смогу позже. Конечно, расписывать своды храмов – сложный труд, который требует и душевных, и физических сил, – поделилась Эльвира Васильевна.
Уже во время учебы в художественном училище города Александрова Владимирской области Эльвира занялась реставрацией икон, написала первые образы, стала изучать различные техники. Потом вышла замуж, работала на заводе в Балакирево художником-оформителем.
Но все-таки ее потянуло в Острогожск, в энергетическую силу которого (особенно для творческих людей) Эльвира Ануфриенко верит:
– Здесь родился Иван Крамской, учились и творили Самуил Маршак, Гавриил Троепольский и многие другие. В нашем роду из поколения в поколение передается информация о том, каким был наш город когда-то. Это действительно был центр торговли, куда приезжали из крупных городов. Улица Ленина, ранее Харьковская, пересекалась с улицей Карла Маркса, ранее Воронежской. И на этом пересечении появлялись люди отовсюду, чтобы обменяться товарами, информацией.Отец Эльвиры Васильевны – коренной острогожец.
– Бабушка по линии отца, Матрена Сидоровна, в девичестве Черкасова, происходила от тех черкасских казаков, которые основали Острогожск, – рассказала женщина.
Аромат цветов
Помимо родного города, Эльвира Ануфриенко вернулась и к юношескому увлечению. После работы художником-оформителем она вела кружки в рамках дополнительного образования детей, а затем, наконец, возобновила занятие иконописью. Теперь оно стало для женщины основным.
Эльвира Васильевна предпочитает академическое письмо:
– Мой стиль ближе к Афонскому. В каноническом письме образы более сдержанные, а в том, которого придерживаюсь я, больше теплоты. Трудно такое описать словами. Икона призвана создать настроение, это я всегда помню. К вере пришла сама, после того как прочла Библию. Покрестилась в 19 лет.
Однажды Эльвира Васильевна встретилась с женщиной из Воронежа. Та попросила ее написать икону Владимирской Божией Матери.
– Это была небольшая икона. Когда я ее уже покрыла лаком, то по всей мастерской вдруг разлился явный, очень яркий аромат цветов. Это было непередаваемое чувство. Ведь лак пахнет специфически и обычно заглушает все остальные запахи, а тут вдруг – цветочный, – отметила Эльвира.
Та жительница Воронежа потом рассказала художнице, что в ее жизни произошел ряд счастливых судьбоносных событий. Эльвира верит, что икона этому помогла.
Умиротворенное состояние
Любимое занятие Эльвира Васильевна успешно сочетает с домашними делами. Она сама вырастила двух сыновей.
– Пришлось всему учиться, выполняла зачастую мужскую работу, во все вникала. В мастерской сделала ремонт, все обустроила. Земли у меня всего полторы сотки, но я все так разместила, что есть и помидоры, и кабачки, и огурцы, и зелень. Использую каждый сантиметр. Даже яблоня растет, – похвасталась Эльвира Ануфриенко.
Из небольшого старого строения, которое было на участке, Эльвира Васильевна сама соорудила сауну.
– Очень люблю травяные чаи, делаю сборы, приятно зимой попариться с чаем. Очень важно перед моей работой прийти в благостное, умиротворенное состояние и расположение духа. А баня с чаем этому очень способствует, – утверждает художница.
А еще Эльвира очень любит все, что осталось с советского времени, и охотно занимается реставрацией предметов того времени.
– Я родом из СССР, поэтому храню старые игрушки, фигурки. Например, гипсовая скульптура и фарфоровый мальчик ждут реставрации. Вообще, я люблю подобные работы. Также люблю восстанавливать старые иконы. Недавно принесли доску, на ней почти ничего не было видно. Радостно, когда начинаю все постепенно прорисовывать, возвращать из небытия, – поделилась женщина.