«Время собирать камни». В селе под Воронежем нашли памятник с могилы помещика XIX века
Гранитная плита обнаружилась на замусоренном пустыре.
Нина Богданова, 29 апреля 2020, 09:00
Рабочие при наведении порядка на заваленном мусором пустыре в селе Березово Рамонского района обнаружили памятник с могилы поручика Павла Каверина, «березовского барина» XIХ века. О находке корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил глава администрации Березовского сельского поселения Сергей Воронцов в пятницу, 24 апреля. О том, как памятник мог оказаться на пустыре, и об истории рода помещика, – в материале РИА «Воронеж».
Постройки «на костях»
Нельзя сказать, что раньше до «пятачка» заброшенной земли между храмом в честь Воздвижения Креста Господня, районной станцией по борьбе с болезнями животных и хозпостройками частного сектора ни у кого не доходили руки. Работники ветстанции утверждают, что регулярно наводили порядок возле чащобы. Но надгробный камень обнаружился только после того, как они взялись за вырубку зарослей деревьев и кустарников.
– Рядом с церковью находилось старинное кладбище. Сегодня о нем напоминают только несколько чудом уцелевших могил и могильных холмиков. Березовский храм советская власть закрыла в 1937 году. В церкви открыли клуб. Через время храм стали использовать как склад для хранения зерна, – сообщила краевед Вера Смирнова. – Очевидно, в те же годы уничтожили и большинство захоронений. Обширную кладбищенскую территорию раздали под строительство жилья и других объектов.
Ветеринарные специалисты признались: им известно о том, что здание ветстанции построили «на костях», и они стараются «лишний раз не беспокоить прах усопших»:
– Недавно, например, выкопали череп при устранении аварии на водопроводных сетях. Вернули на место, в землю.
Очередную случайную находку – могильный памятник – местный краевед и писатель Людмила Образцова называет добрым знаком, сигналом к тому, что пришло время «собирать камни» истории родного края.
По просьбе корреспондента РИА «Воронеж» Людмила Образцова рассказала об истории рода бояр Кавериных, владевших селом с незапамятных времен:
– Первое документальное упоминание о селе Березово есть в Дозорной книге 1615 года как о селе с церковью. Тогда оно состояло из 30 дворов. Начиная с XVII века в селе землей владело несколько поколений помещиков Кавериных. Первому боярину Каверину царь Алексей Романов подарил земли в селе Березово «за ратные подвиги в войне с поляками и потерю руки»…
Последний потомок по мужской линии, поручик Павел Каверин, умер в 1881 году. Как раз его надгробный камень и обнаружили рабочие.
Память об угасшем роде
Дальнейшая история рода связана с Варварой Бельгиной. Варвара Федоровна (по отцу – Бельгина, по матери – Каверина) вышла замуж в 18 лет. Муж, Никанор Русанов, был на десять лет старше. У него был собственный каменный дом в Воронеже. Он окончил Институт инженерных путей сообщения в 1845 году и служил в канцелярии Воронежского губернатора до 1856 года. Был дворянским заседателем Воронежской палаты гражданского суда (с 1857-го), мировым посредником Воронежского уезда (1861 – 1875), почетным мировым судьей Воронежского уезда (с 1871-го), членом губернской земской управы (1866 – 1868) и Воронежской уездной земской управы (с 1869-го), казначеем Воронежского попечительного о бедных комитета (1852 – 1854), Александринского детского приюта (1852 – 1862) и директором этого приюта. Был награжден двумя орденами за службу царю и Отечеству.
– Венчание проходило в 1854 году в Воскресенской церкви Березово. Поручителем со стороны невесты – свидетелем – как раз был поручик Павел Каверин. От него это имение впоследствии перешло к Варваре Федоровне, – рассказала Людмила Образцова.
Варвара Русанова дожила до 3 ноября 1906 года. Ее похоронили вместе с другими членами рода в ограде березовской церкви в семейном склепе. Вход в него открывала гранитная арка. Внутри были такие же гранитные плиты-надгробия.
– Незадолго до смерти Варвара Федоровна завещала проценты от своего капитала на открытие в Березово Русановской имени Кавериных низшей школы садоводства, огородничества и пчеловодства первого разряда Воронежского уездного земства. Школа распахнула двери 9 ноября 1909 года. Обучение для крестьянских детей было бесплатным. Так помещица увековечила память и об угасшем дворянском роде Кавериных, и о помещиках Русановых, – завершила рассказ Людмила Образцова.
В 1915 году началось строительство нового двухэтажного корпуса за счет государственных средств и процентов от завещанного капитала. В 1970-е Березовский сельскохозяйственный техникум переехал в современный корпус, а старое здание за последние десятилетия пришло в аварийное состояние.
О Кавериных-Русановых рамонцам напоминает также восстановленная и действующая Кресто-Воздвиженская церковь, которая находится неподалеку от школы. Церковь построили в 1903 году на средства прихожан. Но, как гласит легенда, большую часть денег пожертвовали Варвара и Никанор Русановы – храм якобы возведен «на крови» их единственного сына, утонувшего в реке.
В годы советской власти склеп Кавериных-Русановых полностью разрушили, могильные плиты и статуи растащили. Несколько лет назад в окрестностях села Березово при рытье котлована для строительства очередного коттеджа экскаваторщик наткнулся на предметы, которые могли находиться в захоронении: чугунную надгробную статую без рук и стеклянное пасхальное яйцо. «Трофеи» мужчина забрал себе.
Когда администрация Березовского сельского поселения завершит ликвидацию несанкционированной свалки на пустыре, коллектив ветстанции планирует взять шефство над уцелевшим участком кладбища и установить здесь памятник поручику Каверину.