«Времен связующая нить». В воронежском сельском Доме культуры появилась экспозиция, посвященная пуховому платку

Сейчас этот промысел практически утрачен

Елена Шелякина, 6 сентября, 17:51

Елена Шелякина

Экспозицию «Времен связующая нить» (6+) создали в Доме культуры села Листопадовка Грибановского района. В ней собрали экспонаты, посвященные умирающему народному промыслу – вязанию платков из козьего пуха. Участницы местного ансамбля «Сударушка» рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», как школьницами научились вязать платки, какой доход приносил пуховый промысел и почему в большом селе Листопадовка сейчас остались всего две пуховые козы.

Трудоемкий процесс

Руководитель ансамбля «Сударушка» Валентина Глазкова вспомнила легенду, как в селе появились пуховые козы и связанный с ними народный промысел. «Шерстяных» горных коз привезли на Дон из походов казаки. Они их скрестили с местными козочками – так сказать «районировали». Коз казаки привезли для жен, чтобы те не скучали без дела. Нельзя сказать, что жительницы Грибановского района били баклуши, пока их мужья уходили в походы, но пуховый промысел освоили довольно быстро.

Сначала хозяйки ждали, когда пух «поспеет» – начнет сам хорошо отходить.

– Животное загоняли в теплое место, обычно в дом или времянку, – рассказала Валентина Глазкова. – Пух не стригли, а выщипывали.

Козе связывали ноги, укладывали ее на пол. Чтобы лежала спокойнее, клали ногу на голову или шею животного.

Собранный пух был разного качества и цвета. Тот, что на шее, обычно темнее и длиннее. На животе – светлее. Его сортировали, разрыхляя и удаляя колючки, траву и другие примеси.

Потом пух чесали специальными ческами. Они представляют собой две деревянные прямоугольные щетки с ручками, в центре которых расположены частые и мелкие металлические зубчики. На одну щетку клали клок пуха, а другой прочесывали несколько раз, пока наиболее длинные волокна не отделялись от коротких и не укладывались параллельно. Прочесанный пух промывали в мыльной пене.

После этого можно было приступать к следующей операции – прядению. Рукодельнице предстояло из пуховой мякоти вытянуть тонкую, ровную по толщине и прочную струйку. Ее напрядали на хлопковую нить.

– В давние времена пряли на веретено, – продолжает Валентина Глазкова. – Женщине надо было обладать терпением и ловкостью рук, чтобы нить получилась ровной, прочной и тонкой. Потянешь чуть сильнее – нить оборвется, чуть слабее – пряжа будет толстой и неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и всю операцию повторяла сначала.

Позже вместо веретена мастерицы стали использовать деревянную прялку. Производительность труда значительно повысилась – пряжа получалась лучше, ровнее. Работать стало гораздо легче, быстрее и удобнее. Поначалу прялки стоили недешево, но со временем они появились практически в каждой сельской избе.

Готовую пряжу сматывали в мотки. Их замачивали в мыльном растворе при температуре 30−40 градусов. Потом хорошо выполаскивали. В последнее полоскание добавляли уксус из расчета две столовые ложки на ведро воды.

Вязанием зарабатывали на приданое

Сельские девчонки учились вязать платки, еще не сев за школьную парту. Матери давали юным рукодельницам задание. Обычно за день надо было связать один зубец платка. Платки вязали двухизнаночной гладью. А вот кайма – края платка – отличалась.

– Летом мы собирались с подругами у кого-нибудь на пороге и вязали, потом бежали купаться на Савалу, – вспоминает 76-летняя Нина Мордасова. – Серые пуховые платки вязали в Грибановском, Борисоглебском, Новохоперском, Терновском и Поворинском районах. У каждого района свой стиль вязания каймы. У нас – косые зубчики, а в них – узор, напоминающий колоски ржи.

Считалось, чтобы платок получился ровным, красивым, его должна связать одна мастерица. Готовые платки матери девочек везли на рынок. На вырученные деньги они покупали юным рукодельницам наряды и сладости.

– Девушка должна была сама заработать себе на приданое, – продолжает Нина Мордасова. – Навязать столько платков, чтобы денег от их продажи хватило на постельные принадлежности и домашнюю утварь. После замужества в новой семье будут смотреть, ловко ли молодая жена управляется с рогачем и чугунами у русской печи, а также на то, как она вяжет платки.

Козий доход

Сейчас у Ольги Новокщеновой осталось две пуховые козы – Розалия и Бородушка. Это чуть ли не последние представительницы породы в Листопадовке.

– Козы хорошие, рука не поднимается от них избавиться, – объяснила женщина.

А было время, когда только у одной хозяйки на подворье насчитывалось до двух десятков животных. Пуховые платки были хорошим подспорьем для сельских жителей.

– Я работала медсестрой, – рассказала женщина. – Получала 75 рублей. Козы у меня были хорошие, пуховые. За платок выручала 120 рублей. В месяц вязала по два.

Цена платков в селе, в зависимости от качества пуха, начиналась от 50 рублей.

Ольга Новокщенова не бросает ремесло и сейчас. Правда, вяжет только на заказ. За один платок удается выручить 4 тыс. рублей.

А 70-летней Валентине Поповой в 1960-е годы козы помогли построить дом.

– Вязали вдвоем с матерью, все деньги откладывали, – вспоминает женщина.

Ее муж, Виктор Федорович, 30 лет был пастухом. Из них 15 лет пас коз из подворий Листопадовки и окрестных сел. Его стадо насчитывало до 2 тыс. голов.

– Собирали стадо обычно в начале мая, когда появлялась первая трава, – вспоминает Валентина Попова. – Рядом с домом сделали для животных загон.

У каждого хозяина была своя мета, по которой определяли принадлежность животного. Располагалась она на ушах. На них делали надрезы и пробои. Описание мет пастух заносил в специальную тетрадь.

Стадо на все лето угоняли в поле. Там у пастуха были база и будка.

– Труд пастуха тяжелый, – отмечает Валентина Попова. – Козы боятся дождя, ветра. В непогоду козлят заносили в будку.

Пастух следил, чтобы животные не объелись зеленой травы. Тогда падежа не избежать. За погибшую козу пастух ответственности не нес. Но и денег за пастьбу уже не получал. А еще козы – животные хитрые и своенравные.

– Если одна коза перебралась через Рудочку (так местные жители называют ручей. – Прим. ред.), все стадо пойдет за ней, не остановишь, – рассказала Валентина Попова.

К счастью, работал пастух не в одиночку. Из всех сил ему помогали специально обученные собаки. У Виктора Федоровича их было две. Они и поворачивали стадо, и следили, чтобы козлята не отставали. Подчинялись собаки свисту и окрику пастуха. За сезон пастьбы он брал полтора рубля с одной козы. Эти деньги позволяли ему жить безбедно.

– Муж пас коз два сезона, и мы купили «Москвич», – вспоминает Валентина Попова.

Забирали хозяева коз из стада на Покров – 14 октября. До тех пор, пока не ляжет снег, их пасли поденно сами селяне. Чтобы получить качественный пух, коз хорошо кормили. В их рационе было не только сено, но и овес, и кормовая свекла.

Пуховые платки были хорошим источником дополнительного дохода для сельских жителей. Потом мода на вязаные изделия прошла. Вместе с ней угас и сельский промысел.

С выставкой «Времен связующая нить» (6+) можно познакомиться в Листопадовском доме культуры. Он расположен по адресу: село Листопадовка, улица Ленинская, 203а. Часы работы: понедельник – четверг – с 9.00 до 18.00, пятница и суббота – с 9.00 до 20.00, воскресенье – выходной.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.