Воронежцы сравнили родной край с дубом и полевыми злаками
Эксперты и читатели РИА «Воронеж» рассказали, какое растение-символ нашего региона они хотели бы видеть на Аллее России в Крыму.
Олег Григоренко, Виктория Васильченко, 8 мая 2014, 09:00
В Крыму 21 сентября нынешнего года пройдет торжественная церемония высадки 85 растений-символов каждого из субъектов Российской Федерации. Акция «Аллея России», организованная Минприроды при содействии Фонда содействия охране окружающей среды «Природа», призвана ознаменовать воссоединение Крыма с Россией, участие всех регионов в его судьбе и развитии, неразрывную связь между жителями России. В преддверии старта голосования на сайте аллеяроссии.рф, журналисты РИА «Воронеж» спросили известных воронежцев, с каким растением у них ассоциируется наш край.
Ольга Рудева, краевед, создатель экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком»:
– С Воронежем у меня ассоциируется дуб. С одной стороны, это связано это с далеким прошлым - в конце ХVI века воевода Семен Сабуров построил Воронежскую крепость среди непроходимых дубовых лесов. Я люблю современные дубы в СХИ - заповедном районе, где часто бывала в детстве. Также из детских воспоминаний у меня лес возле пионерлагеря. С одной стороны были сосны-красавицы, а с другой – смешанный лес. Там дубы очень выделялись! А еще дуб, потому что Осип Мандельштам, который был в Воронеже в ссылке, полюбил лес зеленый, лиственный, где козырь – дуб. При этом Воронежская область у меня ассоциируется не с дубом, а с цветком сурепкой. Это такая желтенькая мелочь на полях. Вообще, идея создания в Крыму Аллеи России мне нравится. Вдруг случайно окажусь в этом городе, приятно будет посмотреть.
Владимиръ Малдеръ, кандидат биологических наук, сталкер, создатель проекта «Античудеса Воронежской области»:
– Однозначно в Крыму нужно посадить воронежский дуб. Мне так интересен Дуб черешчатый (QuercusRobur L), что я написал по нему кандидатскую диссертацию. Сейчас в Воронеже остро стоит проблема сохранения этой породы, дуб оказался в эволюционном тупике. Почти все дубравы в регионе порослевые и деградируют, то есть, нет естественного возобновления дуба. Актуален и вопрос создания культур дуба, чтобы молодые дубы выжили в условиях сильной конкуренции со стороны быстрорастущих пород. Нынешние порослевые дубравы, которым более тысячи лет – это клоны. А клон – статичная субстанция, которая рано или поздно выпадет из движущейся диалектической системы. Выращивать крупномер – тоже не вариант. У дуба стрежневая корневая система, и, если подрезать главный корень, то нарушается все. Мечтаю, чтобы дуб в Воронежской области возродился, и было бы замечательно, если его символ появится в Крыму.
Оксана Дмитриева, эколог, член ВРОО «Центр экологической политики»:
– Первое, что приходит на ум, это дуб. Воронежская область имеет довольно обширные дубравы. Это дерево для нашей лесостепной зоны и пока еще характерно. Возможно, российские регионы, расположенные севернее Воронежской области, также найдут дуб подходящим символом. Но, если присмотреться, контур нашей области напоминает крону мощного раскидистого дерева, например, дуба. Только в перевернутом виде. По-моему, очень символично!
Алексей Саниев, экологический активист, автор проекта Большой Воронежской экологической тропы:
– Исключительно дуб – тут даже гадать не стоит. Дубравы – это наше все! Кстати, по пути следования Большой экотропы чаще всего встречаются именно дубы. Дуб у меня ассоциируется не только с Воронежской областью, но и с древностью, обороной, мудростью, стойкостью, свободой. Идею создания российской аллеи в Крыму полностью одобряю.
Илья Бейлин, руководитель бюро средового проектирования «Урбонавтика», общественник:
– Лет десять тому назад я заметил, что гости Воронежа из Центральной России, Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, говоря о нашем городе, вспоминают каштаны. И ведь правда, каштановые аллеи – это украшение центра, они особенно заметны, когда цветут весной. Символом Воронежа могли бы стать липы, но в последние годы их сильно подрубили, так что вряд ли они потянут на дерево региона. Наверное, таким деревом могла бы стать сосна из боров, высаженных вокруг Воронежа для защиты города. Но Крым вряд ли можно удивить сосной. Может быть, воронежским деревом стоило бы назвать дубы Теллермановской рощи. Если же говорить не о деревьях, а о других растениях, тогда осока или полынь. Или астрагал – лечебная трава древних скифов.
Николай Сапелкин, член Союза писателей и Союза дизайнеров:
– Вопрос о дереве Воронежской области не праздный. Ассоциативный ряд определяет идентификационные маркеры региона. И важно смотреть на это комплексно. Итак, начнем. Цвет региона – черный и красный. Они отображают наш чернозем и красоту нашей земли. Вкус – соленный. Это регион труженик. Аромат – когда-то был аромат цветущих яблонь. Теперь яблонь крайне мало и нашим ароматом является запах лугового разнотравья. Птица – ворон или ворона. Животное – бобер. Цветы – воронцы (дикие пионы).
Дерево – дуб черешчатый. Он хоть и растет практически по всей Европе, но в нашем лесостепном регионе, где проходит граница Севера (леса) и Юга (степи) к нему всегда было трепетное отношение. Этот господарь леса вызывал чувства сродни религиозным. А желуди не раз спасали наших жителей от смерти в голодные годы. И хотя дуб не нашел свое отражение в геральдике нашего региона, у нас сохранились крупные дубравы – Шипов лес и Теллермановская роща. Поэтому в Джанкое от Воронежской области следует высадить дуб.
Читатели РИА «Воронеж» в опросе в группе РИА «Воронеж» в социальной сети «ВКонтакте» проголосовали за полевые злаки, так как гордость Воронежской области – плодородные черноземы. Так считают 22,6 % опрошенных.
Еще 18,5 % согласились с мнением наших экспертов, проголосовав за дуб. Столько же посчитали идею сравнивать регионы России с деревьями «странной».
А 16,9 % участников опроса считают, что на Аллее России от Воронежской области должна появиться сосна или ель.
– Мне кажется, именно сосна. С детства, когда мы всей семьей выбирались в лес, мне запомнился сосновый воздух, запах смолы и хвои. С тех пор свежесть для меня ассоциируется с этим неповторимым запахом, – прокомментировал свой выбор читатель Михаил Мун.
Береза набрала 15,3 % голосов, а символы расцвета весенние цветы – лишь 4,8 %.