Воронежцы познакомились с «Добрым человеком из Сезуана»
Спектаклем московского театра им. Пушкина открылась театральная программа Платоновфеста.
Олеся Шпилева, 6 июня 2014, 09:33
В Воронеже 5 июня стартовал четвертый международный Платоновский фестиваль искусств. Первым представлением фестиваля стал «Танец человека и экскаватора», который показали на площади Ленина. Сразу после этого в воронежском концертном зале спектаклем московского театра им. Пушкина «Добрый человек из Сезуана» открылась театральная программа Платоновского.
Пьеса знаменитого немецкого драматурга и теоретика театра Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» имеет свою историю в нашей стране – именно с этой остросоциальной постановки, ставшей впоследствии культовой, началась в 60-х «Таганка» Юрия Любимова. Любимов превозносил теорию «эпического театра» Брехта, согласно которой грань между зрителем и актером должна стираться.
В театре имени Пушкина спектакль по пьесе Брехта поставил известный режиссер Юрий Бутусов. Петербургский постановщик сделал главный акцент на любовной теме пьесы. «Эпический театр» слышен здесь в зонгах (ритмичных «злободневных» песенках-вставках между действиями), которые исполняются на немецком, и инструментальной музыке, которую вживую играют находящиеся на сцене музыканты.
– Здорово, что сегодня музыкальный театр и театр драматический движутся навстречу друг другу, – сказал композитор, пианист Игорь Горский. – Это, с одной стороны, новаторство Бутусова, а с другой – возвращение к истокам, ведь сам Брехт со своим «Берлинер ансамбль» делал то же самое. Мне кажется, такое соединение живой музыки и актерской игры очень важно, это задает правильный вектор движения мысли.
Историю о проститутке Шен Те, которая оказывается самым добрым человеком в городе, и ее злом «брате» актеры театра Пушкина показывали в стиле, напоминающем мюзикл или кабаре – музыка на сцене почти не смолкала. Пластическими изысками были наполнены даже самые простые движения героев.
– В самой Германии Брехта ставят легче, выносят на передний план социальную драму, – добавил Игорь Горский. – Бутусова интересовала поэзия Брехта, он вынес на первый план ее. Для него Брехт сопоставим с такими поэтами, как Гете, Шиллер и другие немецкие романтики. У нас получился такой необычный Брехт про любовь.
«Добрый человек из Сезуана» – один из самых долгих спектаклей четвертого Платоновского фестиваля, он длился 3,5 часа.
– Если все идет хорошо, мы можем начать «распушаться», показывать себя во всей красе, – сказал исполнитель роли водоноса Александр Матросов. – Чтобы такого не происходило, режиссер предложил нам идеальный «тайминг» первого акта – 1 час 29 минут. Чтобы его достичь, нужно как раз убрать весь «мусор» из спектакля. До этого у нас были рекорды – 1 час 32 минуты, 1 час 40…