Воронежцы об оплате картой в автобусах: «Деньги не оседают в кармане водителя»

Мнения пассажиров и перевозчиков об удобстве нововведения разделились.

Анастасия Сарма, 13 июня 2018, 18:07

Михаил Кирьянов, Евгения Емельянова

Терминалы для безналичной оплаты проезда появились во всех 250 автобусах муниципального казенного предприятия «Воронежпассажиртранс» 30 мая 2018 года. Ранее, с февраля 2017-го, оборудование работало только в троллейбусах. Облегчили ли терминалы жизнь пассажирам и водителям, корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, проехавшись в транспорте в час пик спустя две недели после нововведения.

Утренний час пик

Автобус №41

Узнать автобусы, где можно расплатиться не только наличными, но и картой, легко: у входа на стекло наклеены специальные таблички. В салоне же висит подробная инструкция.

 

 

В восемь утра мы садимся в автобус №41 на остановке «Детский мир» и едем в сторону Северного микрорайона. Пассажиры, входящие через центральную дверь, оплатить проезд могут только у водителя. Там же стоит терминал.

Стоимость проезда в автобусе по «безналу» та же, что и наличными, – 17 рублей. Устройство поскрипывает и выдает нам чеки.

 

 

Большинство вошедших расплачиваются монетами и купюрами. Водитель Вячеслав подтвердил: тех, кто расплачивается картой, спустя две недели после установки терминала пока единицы.

– Но работать с терминалом намного удобнее. Когда со мной расплачиваются наличкой, приходится и руль держать, и сдачу отсчитывать. Пока ее наберешь... Многие, входя в салон, удивляются, что можно расплатиться картой. Для них это приятная неожиданность, – говорит Вячеслав.

О том, что в салоне есть терминал, некоторые пассажиры узнали от нас. Среди них – работающий пенсионер Виктор Степанович, который картой в транспорте пока не расплачивался:

– Наверное, это удобно. Но это же надо голову себе забивать, а я слишком старый для таких новшеств. У меня всего две карты: одной оплачиваю «коммуналку», на другую получаю зарплату. Обе – не Mastercard. Будут ли их принимать в автобусе, неизвестно.

 

 

А вот пассажирка Светлана часто расплачивается картой в транспорте:

– Это нормальная практика. Так и должно быть. Благодаря такой системе деньги остаются не в кармане водителя, а в компании. Это позволит ей развиваться, – уверена женщина.

Троллейбус №7

В троллейбусе, где безналичная оплата проезда практикуется полтора года, количество желающих расплатиться по карте намного больше. К тому же проезд, оплаченный картой, здесь стоит дешевле – 15 рублей вместо 17 наличными. 

 

 

Билеты никто из пассажиров не отрывает, поэтому из терминала до пола свешивается серпантин чеков.

– У меня наличных денег практически нет. Хорошо бы карты принимали во всех воронежских маршрутках. Мне нравится система, которая работает в Липецке. Там в транспорте действуют накопительные карты. Вот бы и у нас было такое! – говорит девушка Екатерина.

– А я мелочью проезд оплачиваю. У меня карточки-то и нет. Сегодня впервые увидела в транспорте терминал, – подключается к диалогу пенсионерка Мария Воротникова.

 

 

Вечерний час пик

Большой автобус №6

Длинный ЛиАЗ собирает пассажиров на остановке «Плехановская» и отправляется в сторону микрорайона Тенистый. Проезд оплачиваем картой без проблем. Единственное неудобство – узкий проход к передней двери, по которому двум пассажирам приходится идти впритирку друг к другу.

Водитель Юрий говорит, что картами в его автобусе почти не расплачиваются:

– О терминалах никто особенно не знает. Нам нужно равняться на Москву, установить в автобусах валидаторы и турникеты.

 

 

По ходу движения Юрий рассказывает о тяжелых буднях воронежских шоферов. По его словам, у каждого план, которого по закону быть не должно.

– Мы всю наличность должны везти в ПАТП, а нам должны платить достойную зарплату. Но вот зарплаты достойной и нет. Работаем до 12 ночи, а встаем в четыре утра. Работаем в режиме «два через два». Такого в России нет нигде, – считает мужчина.

Маленький автобус №6

На остановке «Улица Ворошилова» пересаживаемся в ПАЗ того же шестого маршрута. Вечером, когда все возвращаются домой с работы, этот автобус, следующий от Тенистого до института ФСИН, забивается до отказа. В салоне 17 сидячих мест, еще 53 пассажира помещаются стоя.

 

 

– Нам было бы удобно платить картой, если бы автобусы были пустые. Но народу ведь много, давка. Как тут с карточкой пролезешь? – говорит, стоя вместе с коллегами, Ирина Меркушова.

Терминал в автобусе-малютке установлен так, что даже водителю до него сложно дотянуться. 

 

 

За рулем – веселый молодой шофер Константин. По его словам, за день картой расплачиваются не более десяти человек. Количество расплатившихся безналом пассажиров выясняется в конце рабочей смены – оно отображается в чеке, который распечатывает водитель.

– Терминал установили неудобно, я его не вижу. Представил себе, как все скоро будут расплачиваться картами – это же будет ужас! Придется терять время и долго простаивать на остановке. А мы себе этого позволить не можем – у нас фиксированный временной интервал.

С новой техникой, по словам Константина, уже случались накладки.

– Сегодня утром кто-то из пассажиров расплачивался картой. Терминал запищал, чек не вылез, а значит, оплата не прошла. А проследить, расплатился ли пассажир картой или нет, не всегда возможно, – говорит водитель.

– И зачем это нужно? – говорит пенсионерка Лидия Яковлевна. – Проще водителю деньги отдать.

– А мне проще картой расплатиться. У меня она бесконтактная: приложил к терминалу и пошел. А сдачу в толпе ждать приходится долго, особенно с крупных купюр, – считает молодой воронежец Андрей.

Автобус №52

На остановке «Петровский сквер» садимся в просторный автобус №52 и едем на левый берег. За рулем девушка. Ее «рулевая рубка» огорожена железом и стеклом. Оплатить проезд можно, сунув деньги в маленькое окошко. 

 

 

Там же, за стеклом, по правую руку от водителя, замечаем стойку для терминала – опять-таки, неудобную, находящуюся далеко от водителя. Сам терминал водитель достает откуда-то «из-под полы» и придерживает рукой. Это трудно на опасных поворотах.

 

 

Поговорить с водителем у нас не получилось – стеклянная конструкция не располагает к разговорам. Да и пассажиры при виде журналистов, попросивших у водителя чек, занервничали, сравнив нас с террористами, поставившими под угрозу их жизнь.

Автобус №14В

На остановке «Улица Димитрова» садимся в еще одну муниципальную маршрутку – 14В – и едем в сторону Отрожки. Картой расплачиваемся без проблем, но водитель с каменным лицом на вопросы о безналичной оплате не отвечает. 

 

 

Зато охотно беседуют пассажиры.

– У меня карты вообще нет – я расплачиваюсь наличкой, – говорит Елена Концова.

Воронежец Геннадий, напротив, считает, что расплачиваться картой удобно:

– В Москве даже смс-ками расплачиваются. Технологий, облегчающих жизнь, много – их просто надо внедрить. А для этого нужны деньги. Муниципальный транспорт должен поддерживаться дотациями. Благодаря безналичной оплате бюджет города получит больше налогов, а предприятие-перевозчик – больше прибыли. А значит, и водители будут обеспечены достойной зарплатой.

Мнения перевозчиков

Начальник автоколонны «Воронежпассажиртранса» Роман Лещев к введению безналичной оплаты относится, скорее, негативно. По его словам, перевозчикам карточная система невыгодна:

– Это все ломается, выходит из строя. Банк переводит нам деньги, но свой процент все же забирает. На мой взгляд, плюсы терминалов ощущают только пассажиры. В основном проезд картой оплачивает молодое, продвинутое поколение.

Роман Лещев отмечает, что один терминал на весь автобус – это неудобно.

 

 

– Нам необходимо воспользоваться опытом других городов и установить в автобусах считывающие устройства – валидаторы, которые должны быть не только у водителя, но в салоне автобуса, – уверен начальник автоколонны.

А исполнительный директор транспортной компании «Автолайн+» Виктор Натаров приветствует нововведение. По словам мужчины, с терминалами компании-перевозчику будет легче отследить пассажиропоток в обслуживаемых маршрутах:

– К сожалению, водителю не всегда веришь на слово: не все они сознательные и добросовестные. Конечно, возможно, на первом этапе будут трудности. Они бывают в любом новом начинании. Но я считаю, что перевозчики, диспетчеры и водители к этой системе привыкнут.

 

 

 

«Автолайн+» уже начал оборудовать свои автобусы кронштейнами для терминалов. Установить их планируют не только рядом с водителем, но и в салоне маршрутки.

– Думаю, по карте согласны будут платить немного пассажиров. Сомнения будут брать людей возрастных. Подозреваю, что они будут опасаться оплачивать проезд пенсионной картой, остерегаясь, что с нее смогут снять все деньги. Рост популярности безналичной оплаты проезда начнется, если проезд по карте будет намного дешевле оплаты наличными: к примеру, 17 рублей – по карте и 22 рубля – наличными. Тогда все задумаются об экономии – особенно те, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, еще и с пересадками, – считает Виктор Натаров.

Как платить картой?

Необходимо выполнить три действия.

 

Нажмите на терминале зеленую кнопку. Если ваша карта бесконтактная, приложите ее к экрану терминала. Определить, что банковская карта является бесконтактной, можно по размещенному на карте значку или надписи PayPass. Если банковская карта с чипом, ее придется вставить в терминал. Вводить пин-код не требуется – деньги спишут автоматически. Удерживайте карту до отображения результата на экране. Вместо карты можно поднести к терминалу устройство, привязанное к банковской карте и оснащенное технологией бесконтактной оплаты (NFC-смартфон, умные часы, стикер, брелок). Возьмите билет (чек).

 

При отказе в приеме карты дождитесь на экране информации о причине. Чтобы избежать проблем с оплатой, заранее проверяйте остаток средств на карте.

Если карту приняли для оплаты проезда, но поездку вы не совершили, услуга считается оказанной (средства, удержанные с карты за проезд, не вернут).

Все ли банковские карты подойдут?

 

Оплатить проезд в муниципальном воронежском транспорте можно картой Visa, MasterCard или «Мир» любого работающего в России банка. Исключение – карта Maestro.

 
 

 

 

 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.