Воронежцы о ценах на одежду: «Ощущение грядущего дефицита вызывает панический шопинг»
Опрос РИА «Воронеж» об изменениях в мире моды.
Софья Успенская, 26 декабря 2014, 13:31
Участники опроса РИА « Воронеж» признались, что их настораживает новая ценовая политика магазинов одежды, но поводов для отчаяния нет. Даже если российский рынок модной одежды лишится западных брендов, женщины сумеют найти достойную альтернативу у крупных российских производителей или знакомых швей. О том, стоило ли закупаться одеждой впрок, рассуждали воронежские эксперты в сфере моды и обычные покупатели.
Елена Алехина, главный редактор журнала PULSE Воронеж:
– В некоторый момент было выгоднее купить в России, потому что не было переоценки. И даже сейчас премиум-марки продают со скидками и от «старого» курса евро. Нужно только знать магазины, где можно купить хорошую вещь по разумной цене. Я тоже поддалась ажиотажу, но купила только две вещи, которые мне и так были нужны и планировались.
Рост цен меня не пугает, поскольку сейчас рубль укрепляется, и после «черного» вторника уже не так страшно. В конце концов, можно купить что-то и попроще – главное, чтобы тебе шло. В этот момент как нельзя лучше помогут стилисты, которые могут создать достойный образ из простых вещей. Я на себе убедилась, что можно выглядеть гораздо элегантнее, создавая образы из простых вещей, подобранных стилистом. А вот одеваться у российских или зарубежных дизайнеров – для меня не принципиально. Главное – чтобы вещь не была на грани пошлости, чем грешат некоторые бренды.
Когда становится совсем грустно и депрессивно, есть замечательное средство – заставить двигаться мир вокруг. А для этого надо пойти и потратить денег. Деньги – это энергия, и, вливая ее в покупки (любые, но нужные и полезные), вы даете этой энергии движение и возможность вернуться к вам обратно. И неважно, купите вы плитку шоколада или бриллианты, любое движение денег – это движение вашей энергии. Если вы складываете деньги в кубышку, то энергия стоит и угнетает владельца кубышки. Я за то, чтобы деньги гуляли из кармана в карман!
Екатерина Ребежа, президент фестиваля «Губернский стиль»:
– Как бы кого ни волновали скачки валютных курсов, особых оснований для тревоги нет. Лично у меня позитивные ожидания связаны с импортозамещением, ростом предприятий отечественной индустрии моды, увеличением числа рабочих мест в этой отрасли и, как следствие, снижением стоимости товаров, повышением их качества и разнообразием ассортимента.
Покупать в панике сумочки и туфли не нужно. Во-первых, не следует "замораживать" деньги семейного бюджета в резервных вещах и предметах, во-вторых, модные тренды стремительно меняются, и ваша неношенная вещь спустя несколько лет все равно будет восприниматься вещью с историей.
Светлана Бершадская, директор центра красоты и здоровья Euphoria:
– Я ничего впрок не покупала. Не считаю это целесообразным. К тому же, чтобы пойти и накупить чего-то, у меня просто нет свободного времени. У меня достаточно одежды, обуви и сумочек – могу прожить и без новых. По поводу отмены распродаж – я думаю, это просто очередная утка. Современные люди стали настолько мелочными, что торгуются даже у меня в салоне из-за таких вещей, что у меня волосы дыбом становятся. Поэтому ничего никто не отменит, иначе никто тогда покупать не будет. А те люди, у которых есть деньги и возможности, будут покупать и тогда, когда цены поднимут – а вот их поднимут. Общую панику, я считаю, создали сами люди, начав скупать по 17 телевизоров. А теперь все они висят на «Авито».
Ксения Дунаева, социолог:
– Мы ездили в торговый центр в прошлое воскресенье. Так получилось, что пришлось ехать с ребенком, поэтому все покупки впрок сделали по минимуму. В общем, брали то, что необходимо, и то, на что потом (в случае сильного подорожания) будет жалко денег – всякие дурные штуки. Например, бешеную красную шапку рэпера, дурацкие футболки по распродажным ценам. Еще купили хорошую, я надеюсь, обувь, и денег было нежалко, потому что, как знать, – может, эти сапоги мне на три зимы. Так вышло, что из-за медицинских показаний ребенку покупаем ортопедическую обувь, она и сейчас недешева, поэтому взяла сандалии на лето. А еще детские сапоги на следующую зиму. В магазине сказали, что, если размер не подойдет, через год примут их на обмен. Сейчас сама понимаю, что это была не самая надежная инвестиция. Но буду надеяться на лучшее. Можно было бы купить и больше, но кредитка не резиновая. К сожалению или к счастью. Что касается цен на обувь (особенно детскую), на мой взгляд, подорожала процентов на десять, одежда не особо, но и скидок нет. Хотя тут от магазина зависит, может, мы просто не там смотрели. Народу везде было много, но мы приехали прямо к открытию, и часть магазинов успели еще пробежать без толкучки.
Катерина Лозовая, профессиональный шоппер, стилист, блогер (casakaterina.blogspot.ru):
– К великому сожалению, пресловутые «санкции» напрямую коснулись и модников нашей страны. На зарубежных сайтах, где оплата производится в долларах или евро, естественно, в связи с нынешним курсом цена в перерасчете рублях изменилась очень заметно. Также в сети появилась информация о том, что крупные поставщики одежды (концерн Inditex, в частности) временно приостановили свои поставки. А это и Zara, и Massimo Dutti, Oysho и многие другие. Паниковать, конечно, не стоит, так как «временно» вовсе не означает «навсегда». А если и так, то, скорее всего, наша мода вернется к тому зачаточному состоянию, когда каждая уважающая себя женщина имела в своем арсенале хотя бы одну знакомую швею или швейную машинку дома. В общем, не поддавайтесь всеобщим негативным настроениям. Я верю в то, что даже если мы и останемся без всяких западных новинок и писков сезона, то, возможно, улучшим собственное производство. По крайней мере, есть шанс. Тем более в нашей стране уже есть бренды, производящие одежду не хуже, которая отвечает запросу покупателей и соответствует веяниям времени.
Инна Кораблина, управляющая магазином:
– «На что нынче спрос?», – сейчас это довольно актуальный вопрос, особенно в преддверии Нового года и «раздутого экономического кризиса». Как человек непосредственно имеющий отношение к продажам могу сказать, что скачок цен действительно был, особенно в сфере закупок, все-таки большинство поставщиков работает в валюте. Но... закупочная цена нормализуется, в то время как розничная только растет вверх. Испокон веков самый простой закон экономики – спрос рождает предложение – подтверждается в очередной раз! После так называемого «черного вторника» люди опасаются за свои сбережения и массово скупают бытовую технику и другие дорогостоящие вещи, так что закон работает в полную силу. Любой продавец, почувствовав прибыль, уже не станет снижать цену, но вот возрастет ли она, зависит только от покупательной способности населения.
Лично от себя могу посоветовать только одно – покупать по возможностям, потому что после «горячки» многие поймут, что их покупки («не больше пяти плазм в одни руки», «не больше трех квартир на одну фамилию») в большинстве случаев были неоправданны.
Оксана Пирко, дизайнер интерьера:
– На мой взгляд, в магазинах одежды изменились лишь цены, однако выбор по-прежнему широк и радует глаз своим разнообразием. Так что бери деньги – покупай, тебе рады еще больше, чем раньше. Думаю, что ожидать, что модницы останутся босыми не стоит. Обувь и одежда , на мой взгляд, не тот товар, которым запасаются впрок. Так что не стоит в эмоциональном порыве мести с полок все подряд, даже если это тебе не очень подходит и не очень нужно. Я бы посоветовала сохранять здравомыслие и перестать паниковать. Я не паникую, гречку и соль тоннами не скупаю, считаю, что в скором времени все наладится и все успокоится. Ведь если я не могу ничего изменить, то к чему по этому поводу и волноваться?
Татьяна Таланина, стилист:
– Я оптимист по натуре, и изменение цен меня не пугает. В любой ситуации можно увидеть свои плюсы. Возможно, именно сейчас кто-то задумается о составлении функционального гардероба вместо того, чтобы скупать все модные новинки. Это как с кулинарными изысками, когда картошка каждый день, хочешь – не хочешь, будешь стараться приготовить ее по-новому. Вспомните Тосю Кислицыну: «Картошка жареная, отварная, пюре, дальше картофель фри, картофель пай...». Так и с гардеробом, когда нет возможности глобального обновления, каждый день может стать днем экспериментов и удивительных открытий.
Среди клиентов, конечно, сложнее всего приходится «шопоголикам в завязке», ощущение грядущего дефицита вызывает панические приступы шопинга. Так перед очередной диетой мы сметаем все, что есть в холодильнике, потому что завтра уже будет нельзя.
Я неслучайно сравниваю одежду с едой, потому что, как ни крути, базовая функция у них одна – поддерживать нормальное функционирование человеческого организма. Социальная функция и того, и другого появилась значительно позже. Поэтому рекомендую не паниковать и обратить свое внимание на разнообразие рецептов приготовления уже привычных предметов гардероба.
Контекст
Российские магазины одежды столкнулись со сложностями при закупке товаров из-за девальвации рубля, сообщили федеральные СМИ на прошлой неделе. Например, исканская компания Inditex (магазины Zara, Berscka, Oysho, Pull and Bear, Stradivarius) сообщила «Ведомостям», что приостановила поставки товара в российские магазины. BNS Group, управляющая в России сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, взяла паузу в поставках, которые должна была начать забирать в середине декабря, до конца года или даже первой недели 2015. Ритейлер Kira Plastinina тоже приостановила закупки у поставщиков и обсуждает с ними новые условия. Sela ведет переговоры по ценам поставок товаров.
Эксперты говорят, что ситуация для потребителей неоднозначная: с одной стороны, продавцы рискуют остаться без денег для оплаты новых коллекций, потому что из-за обесценивания рубля они потратили на оплату старых гораздо больше запланированного, поэтому вынуждены закладывать повышенную стоимость. В то же время и резко повышать цены магазины не могут, поскольку повышение цен во время ноябрьского валютного скачка и так обрушило продажи. Интернет полон слухов, что тотальных распродаж в этом году не будет (а магазины не называют дату начала распродаж даже безотносительно курса рубля), а цены вырастут. Что конкретно нас ждет, пока не могут сказать даже эксперты, но ясно, что цены действительно будут расти, а промоакции магазинов – сокращаться.
В воронежских магазинах тем временем начались осторожные распродажи – где-то цены снизились на 30-50%, где-то подешевели отдельные позиции, а где-то вещи наоборот подорожали.