Воронежцы могут найти своих родных на снимках венгерского военкора 1942-го года
Посол Венгрии принял участие в презентации книги выдающегося драматурга Иштвана Эркеня «Воронеж» и подарил региону фотоархив 1942-го года.
Ольга Бренер, 4 декабря 2013, 09:45
Воронежский военно-исторический музей-диораму посетила венгерская делегация во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Венгерской Республики в России Иштваном Ийдярто. Делегацию также представили атташе по вопросам обороны Ласло Варга, советник посольства директор культурного, научного и информационного центра Венгрии в Москве Андраш Барани, директор Венгерского национального музея декоративно-прикладного искусства Имре Такач.
Пьеса на бумажных обрывках
Сначала гости приняли участие в презентации русскоязычной книги «Воронеж», в которую вошли произведения выдающегося венгерского писателя и драматурга Иштвана Эркеня. Эта книга стала итоговым художественным воплощением всей истории непростых отношений между двумя народами, начиная с оккупации советской территории Второй венгерской армией и ее разгрома под Воронежем.
Молодой писатель был отправлен трудбатовцем – фактически пушечным мясом - на Восточный фронт в составе оккупационных венгерских войск и оказался на незнакомой воронежской земле. В январе 1942-го года, когда Вторая венгерская армия пыталась выйти из окружения, неся сокрушительные потери, Эркеню повезло – он попал в советский плен. И будучи в плену, попытался осмыслить свой военный опыт. На обрывках бумаги начал писать первую пьесу, которую поэтапно переправлял матери на родину. Пьеса так и называлась - «Воронеж». Основу ее сюжета составляет зарождение на фоне кровавых военных событий любви между русской учительницей и венгерским солдатом на оккупированной воронежской земле.С этого произведения через все свое дальнейшее творчество Иштван Эркень пронес груз памяти о войне и неизбывной, назначенной самому себе вины и перед воронежской землей, и перед павшими здесь однополчанами. «За то, что остался жив», - говорится в одной из вошедших в книгу новелл. Здесь собраны пьесы и рассказы выдающегося драматурга о военных событиях на воронежской земле: и самая первая одноименная пьеса, написанная в лагере для военнопленных, и самая последняя -«Молчание мертвых», созданная незадолго до смерти в 70-х годах.
Возвращение в Воронеж
«Воронеж» стала результатом совместного проекта трех стран, инициированного год назад культурным центром ВГУ. Именно тогда в регион приехала делегация российских и венгерских деятелей культуры и искусства. В том числе - вдова драматурга Жужа Радошти, которая давно хотела побывать на земле, вдохновившей стройбатовца Эркеня на всемирно известные произведения. Так родилась идея книги. В августе 2013 года она была издана Фондом «Центр духовного возрождения Черноземного края», отпечатана в харьковской типографии и оказалась на Международной книжной ярмарке в Москве. По итогам работы Международной ярмарки, переводчик произведений, составивших «Воронеж», Татьяна Воронкина признана лучшим переводчиком уходящего года. Как отметил во время презентации редактор изданной книги известный воронежский публицист Дмитрий Дьяков, этот культурный проект призван стать катализатором окончательного сближения двух народов за всю драматичную историю их отношений.
- Книга «Воронеж» - это повествование того долгого пути, который должен проделать каждый человек, все народы и страны, чтобы навсегда отдалиться от войны и вражды. И впредь мы должны выстраивать наши отношения так, чтобы не оправдываться и не винить друг друга за прошлое и не навязывать друг другу определенную модель поведения в будущем, - прокомментировал Дмитрий Дьяков.
«Против них мы воюем»
Со своей стороны венгерская делегация передала в дар воронежцам уникальную фотоэкспозицию, которая в минувший вторник открылась в музее диораме. Это серия художественных снимков старшего фотокорреспондента роты пропаганды Второй венгерской армии Тамуша Конака, сделанная им во время оккупации в Воронежской области. «Деревенский совет», «Девушки во время молотьбы», «Разговор старожилов села Семидесятское» - и многие другие фотосюжеты представляют весьма необычный для оккупанта прицел объективом на местных жителей.
- Тамуш Конак симпатизировал людям воронежских сел, помогал, чем мог, делился едой, а они отвечали ему доверием и улыбкой. Эти снимки разрушают миф о том, что все венгры на оккупированной территории отличались особой жестокостью, - затронул больную для обеих сторон тему Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгерской Республики в России доктор Иштван Ийдярто во время презентации экспозиции.
Так нынешний визит венгерской делегации открыл для воронежцев новые «белые» страницы истории Второй мировой войны и, судя по всему, впервые – наиболее взвешенную позицию на трагические события самих гостей региона.
- Сегодняшняя выставка снова возвращает нас в то тяжелое время, когда два народа, не враждовавшие на протяжении столетий, начали сражаться друг с другом. Одни защищали свою родину от других, которых послали безумные политики. Эти политики думали, как представить русских в невыгодном свете, но просчитались. Военкор Конак показал ваш народ совсем по-другому. Вопреки всей пропагандистской машине мы видим на снимках гордых и добрых русских людей – жителей Воронежской области. После того, как Тамуш Конак открыл в Венгрии свою фотовыставку под названием «Против них мы воюем», его отстранили от обязанностей военкора и отправили на Восточный фронт рядовым. Там он перешел на сторону Красной Армии и начал сражаться против немцев. После войны все фотоархивы Конака хранились в его семье, затем выставлялись в Москве в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе - теперь мы их дарим вам. На этих снимках воронежцы могут узнать в лицо давно ушедших родственников – какими они были 70 лет назад. Для нас же это фотоискусство стало врачеванием старых ран и самоанализом покаяния, - пояснил директор национального музея декоративно-прикладного искусства Венгрии Имре Такач.
По словам руководителя областного департамента культуры и архивного дела Елены Ищенко, цель состоявшегося визита – важная духовная работа.
- Воронеж для венгров – место тяжелое, но необходимое для нашего дальнейшего сближения и взаимопонимания. И Иштван Эркень, и Тамуш Конак в своих произведениях показали миру, насколько может быть велик народ – победивший, но проявивший милосердие, не боровшийся со своими военнопленными, а помогавший им во всем. Но многие, к сожалению, до сих пор не научились жить без опоры на образ врага. Две сегодняшние культурные презентации - это общий для всех нас урок памяти и примирения, – отметила Елена Ищенко.
Подаренные фотоархивы будут храниться в военно-историческом музее-диораме или в областном краеведческом музее.