Воронежцам преподали «Жестокий урок»
Во время психологического спектакля-драмы Михаила Горевого многие зрители отворачивались от сцены, чтобы не смотреть чудовищное видео документальных хроник.
Наталья Трубчанинова, 3 октября 2013, 12:13
Вчера, 2 октября, на сцене Воронежского концертного зала давали спектакль «Жестокий урок». Одноименную пьесу Валентина Красногорова о социальных и психологических корнях жестокости поставил в «Современном театре антрепризы» известный актер и режиссер Михаил Горевой, он же сыграл в нем главную роль – профессора Кольцова, ученого-психолога. Воронежцы, привыкшие смотреть все больше антрепризные комедии, к спектаклю-триллеру оказались не готовы. Зал был заполнен лишь наполовину.
Основой для сюжета «Жестокого урока» стал получивший в 1984 году широкий международный резонанс реальный психологический эксперимент, во время которого два студента под руководством профессора в научных целях истязали женщину. Автор исследовал причины, позволяющие абсолютно обычным, казалось бы, добрым людям проявлять ничем не оправдываемую жестокость, да еще по отношению к тому, кто не сделал тебе ничего плохого. Ученый пытался выяснить, как подобный эксперимент ломает и меняет его участников и почему насилие становится все более обыденным. В том же году Гаагский суд запретил эти опыты.
В спектакле жестокий эксперимент профессору Кольцову помогали проводить его студенты Кира (известная актриса и певица Настя Задорожная) и Миша (Аристарх Венес, звезда сериалов «Кадетство», «Кремлевские курсанты»). Ассистентку играла Линда Нигматулина («Хозяйка тайги», «Одноклассники»). Кира и Миша по очереди заставляли несчастную ассистентку, привязанную к креслу и подключенную к мощнейшему электрошоку, выучить любой отрывок из Шекспира. При малейшей ошибке студенты нажимали на кнопку – женщину тут же било током. При этом с каждым новым ударом его сила возрастала, начиная с просто неприятных 20 вольт и заканчивая смертельными 300 вольт. От боли подопытная изгибалась на стуле и билась в конвульсиях. И если прилежная ученица Кира, несмотря на все увещевания ученого, не выдержала и на отметке 80 вольт сдалась, то мажор Михаил пропускал разряд за разрядом через несчастную женщину, пока та не умерла.
Не успели студенты прийти в себя от смерти бедной ассистентки, как их ждало новое испытание: оказалось, что на протяжении всего эксперимента они сами были подопытными кроликами, ассистентка на самом деле актриса, она только сыграла свою кончину, а никакого тока и не было. Истинной же целью эксперимента профессора Кольцова было узнать, насколько далеко может зайти человек, есть ли у него есть шанс переложить моральную ответственность за содеянное на власть, начальника, духовного лидера – да кого угодно!
– Дело не в жестокости, а в легкости, с которой мы подчиняемся авторитету, начальству, властям, – говорил в финальном монологе герой Михаила Горевого. – Когда испытуемые сами, без моего присутствия, проводили урок, они редко доходили до садизма. Но как только появлялся я, человек, на которого можно переложить моральную ответственность, палачи тотчас становились равнодушными к отчаянным крикам жертвы. Более того, я опрашивал этих «учителей» спустя несколько дней после опыта, когда у них была возможность опомниться и поразмыслить. Думаете, кто-нибудь пожалел? Раскаялся? Почти никто! Они сделали работу «во имя науки», получили свои деньги и забыли о ней!
Спектакль произвел на воронежцев сильное впечатление, в зале стояла леденящая душу тишина. И когда вдруг погас свет и зазвучала громкая музыка, все вздрогнули. Под пламенную речь профессора о том, почему нормальные, на первый взгляд, люди, добропорядочные семьянины становятся хладнокровными убийцами и террористами, на большом экране замелькали жуткие кадры документальных хроник. Видео жестоких пыток в Освенциме, издевательства фашистов над детьми, расстрел военнопленных, атака террористов на башни-близнецы, беспорядки на Манежной площади… Многие зрители, не выдержав чудовищного видеоряда, опускали глаза или вовсе отворачивались от сцены. Но из зала никто не вышел, а под занавес публика устроила актерам продолжительную овацию.
Почему Михаил Горевой всегда говорит о воронежских зрителях с благоговением и зачем Настя Задорожная истязала себя в новом телепроекте «Остров» (аналог «Последнего героя»), читайте в ближайшее время на портале РИА «Воронеж».