Воронежцам покажут, какими могли бы быть Винни-Пух и Карлсон
До конца недели в нашем городе будет работать выставка, посвященная советским мультфильмам.
Софья Успенская, 13 марта 2013, 00:04
С 14 по 17 марта в Воронеже пройдет Большой фестиваль мультфильмов. В рамках фестиваля в Доме журналиста сегодня открылась выставка, посвященная первым 100 годам развития российской мультипликации.
Выставка называется «Герои анимации» и посвящена всеми нами любимым персонажам советских мультфильмов: Карлсону и Винни-Пуху, Муми-Троллям и Чебурашке, Волку и Зайцу из «Ну, погоди!», Бременским музыкантам. Знакомые с детства герои здесь выглядят по-разному: кто-то - так, как мы привыкли их видеть, а кто-то – как мы уже его не увидим.
На этой выставке вы найдете всех персонажей, которые нам знакомы с детства – Карлсон, Винни-Пух, Волк и Заяц – вы всех их узнаете, но все они будут не совсем такими, как мы привыкли. Некоторые сначала выглядели совсем по-другому. Уникальность выставки в том, что помимо просто кадров из мультфильмов, там можно будет увидеть, как рождался мультфильм. директор Большого фестиваля мультфильмов Виктор ФедосеевВ экспозиции использовано множество рабочих материалов, которые раскрывают тайну рождения героев всеми любимых мультфильмов. Уникальные материалы взяты из фондов Государственного центрального музея кино, причем многие из которых впервые стали доступны широкому зрителю.
– Раньше было такое правило, что после выпуска мультфильма все, что было в работе – эскизы, раскадровки – все это поступало в Музей кино, – поясняет исполнительный директор Большого фестиваля мультфильмов Виктор Федосеев. – Эта выставка – своеобразный мостик между теми отечественными мультфильмами, которые мы смотрим сегодня, и советскими мультфильмами.
Так, например, знаменитый мультфильм «Ну, погоди!» создавался на протяжение более чем 30 лет, и за это время персонажи ушли далеко от первоначальной идеи. На выставке представлены материалы к первой серии приключений Зайца и Волка. На контурной раскадровке персонажи еще совсем не похожи на себя. Заяц – большеглазый малыш, а Волк – обычный лохматый зверь, а не привычный нам франт с сигаретой.
Персонажи «Незнайки и его друзей» похожи на знакомых нам только цветами костюмов: брюки у Незнайки, как и положено, канареечные, рубашка оранжевая, а шляпа – небесно-голубая. Но это все, что объединяет первоначальный эскиз с конечным результатом. Сложись обстоятельства иначе, и мы все представляли бы Незнайку не обаятельным недотепой, а вредным мальчишкой с неприятной физиономией и выпученными глазами. Папу и маму Малыша из сказки Астрид Линдгрен тоже не узнать. А вот образ фрекен Бок в мультфильме «Карлсон, который живет на крыше» (Союзмультфильм, 1968-1970) сразу получился таким, как знаем его мы – несмотря на то, что работа над ним была непростой.
Каждая группа кадров сопровождается пояснением и прямой речью – художник или режиссер вспоминают какие-то моменты, связанные с работой над мультфильмом.
Фаина Георгиевна кропотливо, шаг за шагом примеряла на себя каждую фразу и требовала замены того или иного слова, которые, по ее мнению, не могли принадлежать ее фрекен Бок, и никогда ею не произносились». Как она охнула и забеспокоилась, когда художник Анатолий Савченко показал эскиз фрекен Бок: «Боже мой! Боренька! Какой ужас! Неужели я так выгляжу?» И даже, как подозревал художник, слегка обиделась...
Режиссер Борис СтепанцевА вот папа Мумми-Тролля точно такой, как в книжке – но все равно художник долго ломал над ним голову. На эскизе пометки: «Уточнить с головой» и «Халат не делать».
От старого мультика «Снежная Королева» ( Союзмультфильм, 1957), завоевавшего в свое время Золотого льва на Венецианском смотре, осталась раскадровка художников Леонида Шварцмана и Александра Винокурова. К эскизам и рисункам из личного архива Леонида Шварцмана прилагаются воспоминания художника о том, как создавался образ.
«И в самой сказке Андерсена, и в сценарии был намеками начерчен образ загадочной и опасной женщины, – пишет Шварцман. – Очень холодной и очень рациональной. Это чувствовалось и в сценарии. который был написан Львом Атамановым, Георгием Гребнером и Николаем Эрдманом. То есть женщина c холодным, ледяным характером. Ведь не зря она - Снежная королева, которая жила в подобном себе ледяном дворце и в результате явилась виновницей того, что сердце Kая стало ледяным. И если раньше Кай и Герда были очень близки, то после того, как осколок волшебного зеркала попал в сердце мальчика, он тоже стал совершенно другим, «ледяным» человеком. И вот все это мне хотелось выразить в образе Снежной королевы - практически главного персонажа в фильме. Мне хотелось представить ее не только такой прекрасной женщиной, но и показать ее сущность, сотканную изо льда. Поэтому Королева получилась как бы граненая, как будто вырезанная из глыбы льда. Мне хотелось передать сильную контрастность отдельных кусочков цвета, из которого лепится и создавался образ и ледяной колорит Снежной королевы — от белого к глубоко-фиолетовому, через зеленоватые, голубые и синие тона».
Выставка будет работать в Доме журналиста до воскресенья, вход свободный.