Воронежцам показали спектакль об электричестве, космосе и любви
Петербургский театр «Плоды Просвещения» представил спектакль «Русский космос» по прозе Платонова.
Олеся Шпилева, 11 июня 2014, 18:37
На сцене воронежского концертного зала 10 июня санкт-петербургский театр «Плоды Просвещения» показал джазово-хореографический спектакль «Русский космос» по мотивам произведений Андрея Платонова.
В основу постановки легли рассказы «Фро» и «Жена машиниста», а также повесть «Джан». Необычное представление объединило на одной сцене драматическую игру, живую импровизационную музыку и танец. Как рассказал режиссер спектакля Сергей Пронин (творческий псевдоним – Сеппо Кантерво) много лет назад он исполнял главную роль в спектакле по рассказу Андрея Платонова «Возвращение» и уже тогда захотел работать с этим автором еще.
– Для меня Платонов – самый крупный писатель XX века, – считает Сеппо Кантерво. – Сегодня многие постановки создаются на стыке разных жанров, и мы решили, что будет интересно выразить идеи Платонова одновременно через драматическую игру, хореографию и музыку. Вместе с музыкантами Владимиром Волковым и Александром Кондаковым и хореографом Верой Арбузовой мы придумывали, как объединить все эти жанры. Это оказалось несложно, ведь произведения Платонова – замечательная питательная среда для творчества. Сложным оказалось собрать всех участников вместе – у каждого из нас свой график гастролей и выступлений.
Кстати, воронежцы уже видели хореографа, заслуженную артистку РФ Веру Арбузову в роли Фро – на прошлогоднем Платоновфесте она исполняла эту роль в экспериментальном спектакле Владимира Васильева.
– Честно говоря, по жизни я скорее Федор, чем Фро, – призналась Арбузова. – Я никогда не сижу на месте, все время куда-то бегу, что-то делаю. У меня есть ребенок, но я понимаю, что не готова положить жизнь к его ногам и стать женщиной, которая только и делает, что бережет любовь и семейный очаг. Я задыхаюсь без дела, без творчества. Тем интереснее для меня погрузиться в противоположный мне образ Фро.
Балерина рассказала, что Фро в спектакле «Русский космос» стала для нее первой драматической ролью.
– Я привыкла выражать эмоции молча, посредством танца, а тут надо было быстро перестраиваться, сразу после танца начинать говорить, – поведала Арбузова.
Известный контрабасист Владимир Волков тоже выступил в необычной для себя роли – вместе со своим инструментом он несколько раз принимался танцевать. Правда, сам музыкант танцем это не называет: «Танцует у нас Вера, а я пляшу», – сказал он.
По словам режиссера спектакля Сеппо Кантерво, «Русский космос» – рассказ о душе и о любви, о том, что если «мужчина – это просвещение и ум», то сердце женщины может вместить в себя целый космос.
– Наш спектакль в первую очередь для тех, кто любит Платонова, – отметил режиссер. Специально созданная для спектакля музыка звучит, почти не переставая. Дуэт контрабаса и фортепьяно иллюстрирует то тоску главной героини, то развитие научной мысли, то даже бегущий по проводам электрический ток. Как поведали музыканты, в их исполнении есть определенный рисунок, но большую часть времени они импровизируют.
Несмотря на то, что спектакль «Русский космос» создан только по мотивам прозы Платонова, он остался по-настоящему «платоновским». Так, Федор в исполнении Сеппо Кантерво читал со сцены стихотворение Валерия Брюсова «При электричестве», удивительно созвучное платоновским идеям. Пианист и контрабасист, изображая железнодорожников, светили фонариком и «простукивали» механизмы своих инструментов.
Все декорации были выполнены в духе индустриального XX века – линии электропередач, провода, прожекторы поездов и, конечно, надпись «Даешь силу тока!». Вернувшись домой из очередной поездки, Федор в скафандре космонавта принес Фро охапку звезд из фольги. А в финале Фро и Федор, взявшись за руки, говорили друг другу: «Я без тебя просто ноль, а ты без меня просто фаза».
Из-за сложных сценических конструкций спектакль «Русский космос» раньше не вывозили за пределы Санкт-Петербурга, Платоновский фестиваль стал его первыми гастролями.