Воронежскую область пересекли лучшие гонщики планеты
В воскресенье стартовал «Шелковый путь-2013», один из престижнейших ралли-марафонов мира.
Павел Горячев, 7 июля 2013, 20:09
«Шелковый путь-2013» отличается от предыдущих : участники в один голос твердят, что нынешняя гонка является лучшей с точки зрения логистики. Если раньше торжественный старт был реальным началом соревнований, то в этом году открытие на Красной площади было чисто символичным. Оно и логично: Московская область не обладает по-настоящему интересной раллийной трассой. Стартовать экипажам предстояло из-под Тамбова. Всего в ралли принимают участие более 100 экипажей и команд сопровождения, представляющие 27 стран. Преодолев 4000 километров, гонщики финишируют 13 июля в Астрахани.
Жаркий день для механиков
Центр Тамбова восторженно встречал именитых пилотов. Один за другим внедорожники и грузовики делали круг почета по Ленинской площади и отбывали на базу отдыха, находящуюся недалеко от города. Там, на стоянке пилоты могли отдохнуть перед многодневным испытанием, а механики получали возможность потратить вечер на ремонт и настройку машины.
Находящаяся на берегу Челнавского водохранилища база отдыха напоминала муравейник. На небольшом островке рядом с домиками расположились около 100 внедорожников и грузовиков – возле каждой машины суетились члены экипажей, а съехавшиеся со всего мира тележурналисты вели свои репортажи.
День перед гонкой – самый жаркий для механиков. Михаилу Матвееву, препарировавшему знаменитый «Ниссан» Бориса Гадасина, отдыхать было некогда.
– Все-таки это сложно назвать «Ниссаном», – белоснежная улыбка механика «G-force motosport» контрастировала с его перепачканным лицом. – Кузов от «Ниссана Навара», это верно. Но внедорожники ралли-рейдовых гонок делятся на 2 класса: Т1 и Т2. Т2 – серийные внедорожники, которые доступны рядовому автолюбителю. Т1 – сильно измененные полноприводные внедорожники, прототипы и моноприводные багги. У нас машина класса Т1. Каждая такая машина уникальна, в ней нет ни одной серийной детали. Под капотом нашего «Ниссана» мощнейший двигатель, сделанный на блоке «Шевроле Корвет». «Начинка» здесь авторская – ничего от изначальной машины уже нет. Стоимость такого автомобиля – 300-400 тысяч евро. И это не предел.
По словам Матвеева, механик во время ралли-марафона редко сидит без дела. «Без поломок обойтись сложно, практически невозможно. Нагрузки-то на автомобиль бешеные, стиль вождения – на грани фола. Бывает, что экипаж вообще сходит с гонки из-за какой-либо неисправности. Поэтому подготовка должна быть максимально тщательной – слишком высока цена ошибки. Некоторые готовятся по месяцу, а кто-то – вообще круглый год. После гонки машину разбирают и тщательно проверяют», – объяснил он.
Обслуживающий персонал гонки передвигается на не менее внушительных автомобилях, чем сами пилоты. Глядя на медицинские вездеходы, гонщики спокойны: им вовремя придут на помощь. А там, где у автомобилей могут возникнуть трудности, поможет вертолет.
Считается, что на штурмане экипажа ответственности даже больше, чем на пилоте. За день до старта он получает дорожную карту, которая зовется роудбуком – на поверку это оказался простой бумажный блокнот, в который вклеены условные обозначения. Мало ли, как может закапризничать техника в экстремальных условиях? «Гонка проходит по специальным «точкам», которые мы должны пройти, - рассказала штурман команды «Irito Sport» Анна Завершинская. – При этом мы не знаем трассы. В классическом ралли у меня есть две ознакомительные поездки. Здесь мы знакомимся с трассой – и прощаемся. Больше мы никогда по ней не проедем. Организаторы каждый раз придумывают новые сюрпризы. У нас есть GPS-навигатор , он задает направление. А характер дороги написан в роудбуке. Глядя на сочетание нескольких непонятных простому человеку символов, я понимаю : на нашем пути каменистое покрытие и острая яма, которую, к тому же, плохо видно. Нужно уметь быстро считывать информацию и предупреждать пилота. В нынешнем году делать это стало особенно сложно. Дело в том, что российские организаторы решили сделать все, как на «Дакаре». И все условные сокращения в роудбуке теперь – на французском. У тех, кто этого языка не знает, появляются определенные трудности».
«О кондиционере не может быть и речи»
Гонка стартовала в воскресенье утром. Сначала пилотов ожидал перегон на 240 километров, затем – два спецучастка, разделённых короткой дорожной секцией. Во время одного из них лучшие гонщики мира пересекли Воронежскую область.
Отличительная черта нынешнего «Шелкового пути» - резкая смена покрытий. Помимо чернозема Воронежской области шинам гоночных автомобилей предстоит испытать на себе грунт, камни и вязкие пески. «Пески – самое противное покрытие, - призналась Завершинская. - Легко встрять. И ориентироваться сложно, ведь дороги вообще нет. И отметки, которую вы должны пройти, нет – она виртуальная. Нагрузка на автомобиль выходит особенно серьезная. Кроме того, в песках нельзя останавливаться. Лучше крутиться по кругу, чем встать хоть на секунду – машина быстро просядет и можно уже не сдвинуться с места».
Пилот ралли-рейда отличается от остальных гонщиков своей всесторонней подготовленностью. «Ты должен уметь выбирать траекторию пути, как гонщик кольцевого ралли, а навыками быстрой езды по грязи и песку обладать, как участник трофи-рейдов, - объяснил опытнейший Андрей Леонтьев, пилот «Irito Sport». - В ралли-рейдах важен симбиоз надежности техники и правильной работы команды. Еще раз подчеркну эту парадоксальную особенность: надежность важнее скорости! Важно читать дорогу так, чтобы уметь рассчитывать нагрузку на автомобиль. Что лучше – выжать из машины все ради скорости и сломаться через 15 минут или грамотно, аккуратно пройти участок без аварий? Ответ очевиден».
Каждый ралли-марафон – исключительные нагрузки на организмы экипажа. Почти целыми днями гонщики не покидают автомобиля. О еде во время этапа можно не думать : все равно никакой живот не выдержит раллийной тряски. Из-за нее же, кстати, у гонщиков случаются даже компрессионные переломы позвоночника. Пьют во время этапа пилоты тоже по минимуму – глупо терять драгоценные секунды ради того, чтобы справить нужду.
Особенно тяжело гонщикам во время этапа переносить жару. Ни о каком кондиционере в машине не может быть и речи. «В «Камазах» есть маленькие вентиляторы. Мы себе его позволить не можем – места не хватает. Может, для пилота сможем поставить. А я обойдусь», - сказала Анна Завершинская. Салон раллийного внедорожника и впрямь не отличается просторностью. Передняя часть кузова напичкана электроникой, а вместо заднего сидения в машине установлен бензобак на 800 литров.
Команда «Камаз-мастер» традиционно рассматривает «Шелковый путь» как один их этапов подготовки к «Дакару». На грузовике Эдуарда Николаева - новый двигатель, оснащённый электроникой. Он впервые проходит проверку в боевых условиях. Кроме того, экипаж Николаева лишился дополнительных фар, а это – 60 килограммов веса. А значит, лишние выигранные секунды.
- Подготовка к «Дакару» - это не только тестирование нового двигателя, - рассказал легендарный штурман «Камаза» Айдар Беляев, работающий в команде с 1991 года. – Мы заявили на этот «Шелковый путь» 5 грузовиков. Штурманы попадают в самые разные ситуации, гонщики работают на разных покрытиях. Это опыт, который лишним не бывает.
«Камаз-мастер» - один из фаворитов гонки грузовиков. Впрочем, за последние 20 лет едва ли было соревнование, в котором «Камаз» считался бы аутсайдером. По мнению Беляева, секрет успеха челнинцев – в традициях.
У нас особенный подход к делу. Мы сами проектируем автомобили, сами же и ездим на них. Кроме того, у нас в команде одинаковое отношение ко всем гонщикам. В «Формуле 1» есть так называемый пилот №1, есть пилот №2, который обязан ему уступать. У нас такого нет. Все 5 грузовиков нацелены на успех. Уже во время гонки смотрим на складывающиеся результаты и определяем, на кого работает команда. Если идущий с наилучшим результатом грузовик ломается, ребята из ближайшего «Камаза» должны остановиться и помочь партнерам. А вот лидирующий грузовик ради помощи проигрывающим товарищам не остановится – будет работать на результат. Большинство членов команды грезят о «Камазе» с детства. Сначала занимаются картингом. Потом приходят в команду механиками – набираются опыта, пропитываются командным духом. Со временем становятся пилотами. Таким образом, наш пилот умеет все. Здесь много сыновей старших работников «Камаза». Традиции нашей команды передаются из поколения в поколение. Айдар Беляев, легендарный штурман «Камаза».Несмотря на свою «молодость» (впервые российский ралли-рейд был проведен в 2009 году) «Шелковый путь» уже входит в тройку престижнейших гоночных марафонов мира. «Сейчас в мире 3 главных рейдовых гонки: «Дакар», «Африка Рейс», проходящая по классическому маршруту «Париж-Дакар», и «Шелковый путь». Огромную роль сыграл авторитет Семена Якубова, руководителя «Шелкового пути». Он смог собрать в российском ралли тех же гонщиков, что участвуют и в двух других престижнейших ралли-рейдах. А это лучшие мастера планеты! Когда люди смотрят на список участников и видят фамилии Шлессера, Гадасина, они понимают: это гарантия качества», - заявил Андрей Леонтьев.