Воронежский художник Сергей Горшков сделал кукольный театр для Красноярска
12 «оживающих» деревянных кукол символизируют покорителей Сибири.
Анастасия Сарма, 25 сентября 2015, 15:01
Воронежский художник Сергей Горшков отправил в Красноярск 12 деревянных арт-объектов, которые станут экспонатами Красноярского биеннале современного искусства.
30 сентября в Красноярске стартует биеннале современного искусства. Один из её участников – воронежский художник и скульптор, арт-директор галереи Х.Л.А.М. Сергей Горшков, который смастерил для красноярской выставки серию арт-объектов - 12 деревянных человечков, которых художник называет не иначе как «12 апостолов», покорителей Сибири.
- Сибирь для русского человека – это, прежде всего, место ссылки, - замечает художник. - Хотя говорят, что Сибирь – это русская земля и чего ее бояться? По моему мнению, все блага создавались там каторжным трудом. Люди, которые там живут и работают, - для меня, прежде всего, герои. Для биеннале мы с куратором решили сделать нечто среднее между детской каруселью, кукольным театром и богородской деревянной игрушкой.
На изготовление деревянных кукол Сергею Горшкову понадобился месяц. В результате получился настоящий кукольный театр, где у каждого – своя роль. Это и художник, прообраз которого - сибирский художник Василий Суриков, и крестьянин-хлебопашец, и похожий на шпиона инженер, и шахтер, и буфетчица. А еще – старатель (искатель золота), зэк, железнодорожник, сварщик, сплавщик леса, охотник и коренной житель Сибири - эвенок.
- Я выбрал символичные профессии, которые обрастают мифами, сказками и анекдотами, - рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Сергей Горшков. - Например, шахтёры не только труженики, но и сознательные пролетарии. В ключевые моменты истории они приезжали в Москву, стучали касками, выступали против коммунистической партии и требовали повышения зарплаты. А буфетчица – символ домашнего уюта. Дома о муже заботится жена, а официантка заботится о сотнях тысяч, всех кормит. Мне очень понравился железнодорожник. Я представил: сидит он один на сибирском полустанке, его будку заметает снег. Как он там живет? Трудно понять. Он получился у меня довольно инфантильным.
«Изюминка» кукольного театра Сергея Горшкова в том, что все его персонажи оживают: танцуют и размахивают деревянными руками, стоит к ним только притронуться. Их секрет – в пружинах. После биеннале «кукольный театр» переедет в будущий Красноярский музей труда, который появится на базе Красноярского музейно-выставочного комплекса. Все персонажи Сергея Горшкова будут стоять на постаменте-колесе, которое, вращаясь, будет заставлять их шевелиться. Таким образом, к радости посетителей, экспонаты можно будет трогать руками.
- Чтобы инсталляция «заработала», каждый зритель должен будет вложить свой труд, вращая колесо, - отмечает художник. - Игрушки начинают шевелиться и танцевать. Идея эта мне очень понравилась, потому что я очень люблю кукольный театр. Такие вот персонажи имеют право на то, чтобы быть памятниками. Сейчас все городские памятники традиционно делаются в стиле надгробий, носят мрачный оттенок. Но памятник не должен звучать вечно.
Все фигуры кукольного театра Сергей Горшков смастерил из своего любимого материала – липы – мягкой, податливой и долговечной. На эту тему скульптор иронично замечает: «Про меня, кстати, ходят шутки – говорят, что искусство у меня липовое».
Кстати, в прошлом году Сергей Горшков вместе с петербургским художником Александром Флоренским уже участвовал в Красноярской биеннале современного искусства, где представил переосмысленные копии своих любимых классических произведений.