Воронежский художник Сергей Баловин завершил «Кругосветку без кошелька»
За полтора года он обогнул земной шар, обменивая портреты на еду и билеты.
Софья Успенская, 10 июля 2014, 00:21
Воронежский художник Сергей Баловин завершил свое кругосветное путешествие без кошелька и на днях вернулся в Воронеж. Более сотни городов в 36 странах на четырех континентах художнику удалось посетить без использования денег. Еду, жилье, билеты и визы он получал в обмен на портреты. «Кругосветка без кошелька» стала продолжением проекта «Натуральный обмен», который художник ведет уже три года: за это время он нарисовал около 5000 лиц и получил еще больше разнообразных подарков - от коробка спичек, рулона туалетной бумаги и розовой женской куртки до ноутбука, айфона и авиабилетов на другой континент.
Стартовав из Воронежа в феврале прошлого года, художник оставил позади Россию, проехал через Украину, Молдавию, Приднестровье, Турцию, Грецию, Македонию, Албанию, Черногорию, Хорватию, Сербию, Венгрию, Чехию, Австрию, Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Люксембург, Нидерланды, Польшу, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Армению, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Индию и попал в Китай. Из Китая он отправился в Мексику, Аргентину и Чили и оттуда снова вернулся в Россию. Маршрут не был прямым, потому что Сергею отказали в американской визе (по первоначальному плану он собирался лететь в США из Европы), поэтому художник развернулся на 180 градусов и через Азию и Латинскую Америку замкнул круг.
– Я решил не делать визу в Штаты во второй раз, понял, что сейчас у меня мало шансов ее получить, и принял решение отправиться в безвизовые страны. Опубликовал в блоге очередное послание в космос, что мне нужен билет, предложил на обмен не портрет, а несколько холстов. Откликнулись сразу две организации, и благодаря их участию я улетел в Мексику, Аргентину и Чили. Это было очень спонтанно. Я провел там две недели, очень насыщенные.
– Итоговый маршрут твоей кругосветки получился далек от запланированного. Не осталось ли ощущения, что все пошло не так и путешествие испорчено?
– Нет, я бы так не сказал. С Мексикой получилось забавно – там для меня был забронирован отель, и я уже настроился, что отдохну в Мексике, а потом посещу Буэнос-Айрес. Но из-за ошибки в моем имени в билете меня не пустили на самолет, и все путешествие оказалось под угрозой срыва. У меня был общий авиабилет, который включал все перелеты по Латинской Америке, и в какой-то момент я вообще думал, что все пропало. Ошибку удалось исправить, и я улетел в Мексику, правда, на неделю позже, и в итоге не попал в тот самый отель. Это тоже был подарок, и второй раз мне уже неудобно было обращаться к этому человеку. Поэтому я нашел себе место в системе каучерфинга – это сайт, где путешественники встречаются и где можно найти ночлег. Я дал там объявление, рассказал о своем проекте, и многие откликнулись – кто-то позвал ночевать, кто-то приглашал погулять. В результате в Мексике у меня не было ни одного свободного дня – в хорошем смысле – я все время с кем-то встречался, мне что-то показывали. Теперь я думаю, это здорово, что все так сложилось: если бы я попал в отель, это было бы скучно. Я рад, что увидел Мексику так, как удалось ее увидеть. Надеюсь, что еще побываю там.
– Список стран в Западном полушарии получился совсем небольшим, верно?
– Да, к тому же, пользуясь случаем, я вычеркнул из этого списка Бразилию. Меня многие туда звали – уж не знаю, по какой причине, но было много писем, и все из разных городов, так что я понимал, что все это не успею. В Южной Америке я побывал в Буэнос-Айресе, посмотрел Сантьяго (это столица Чили). На последнем этапе моего путешествия я снова воспользовался каучсерфингом и подумал, что напрасно им пренебрегаю: там очень много единомышленников, людей, любящих путешествовать. Гораздо интереснее приезжать в страну и встречаться с людьми, которые могут показать что-то, – это совсем не то же самое, что ездить по туристическим местам.
– Но все же в Южной Америке ты задерживаться не стал…
– В какой-то момент я просто понял, что надо делать выбор. Я мог бы и дольше путешествовать, но проблема была в том, что у меня уже чесались руки заняться новыми проектами. Мне предложили издать книгу о моих путешествиях, я начал готовить выставку в Китае, и в моем проекте логически появился новый этап в проекте – не столько обмен портретами, сколько история, которая появилась в результате этих путешествий. Теперь весь объем информации мне надо переваривать и поделиться ею с людьми. Поэтому мне уже хотелось формально закончить кругосветку.
– Книга, о которой ты говоришь, будет завершением «Незаконченной книги» из твоего блога?
– Да, что-то, конечно, будет общее, но я пока только думаю над ней. Мне хотелось бы показать некую связь с детством – меня часто спрашивают, как я пришел к этому, почему мне нравится путешествовать, почему нравится такой образ жизни. Я хочу рассказать про детство и юность, которые прошли в 1990-е – довольно интересный период в России, когда исчезла целая империя и появилась другая страна, другой мир. Ну и поделиться своим опытом жизни за рубежом. Серия, для которой мне предложили сделать книгу, называется «Где наши не пропадали», ее основная тема – жизнь русских за рубежом.
– А что дальше? Останешься дома, будешь работать за деньги или продолжишь путешествовать без кошелька?
– Уже в середине сентября я поеду в Шанхай, продолжу заниматься тем, чем и раньше. Я готовлю выставку, в которую войдет серия живописных работ и инсталляции. Картины будут написаны по фотографиям, которые я делал на телефон. В конечном счете, все это вертится вокруг вопроса «Что есть искусство?». Фото на телефон автоматически попадают в категорию любительского искусства. А если перерисовать их в виде живописи, возможно, к ним будут относиться серьезнее? Мне хочется поиграть с этой темой. Поэтому я делаю живописные работы, повторяя все нюансы электронной графики.
Что касается «натурального обмена», я думаю, я продолжу этим заниматься. Сейчас я не хочу зависеть от этого обещания не пользоваться деньгами. Я совершил кругосветку без денег. Сейчас я не буду обещать и кричать, что я вообще не пользуюсь деньгами, но натуральным обменом буду продолжать заниматься.
– Останутся ли портреты основной «валютой» натурального обмена или это будет какой-то новый проект?
– Я думаю, портреты останутся. Если так подумать, не портрет, а что-то другое, что это может быть? Мне не хочется делать что-то по требованию. Я хочу заранее сообщать о том, что я рисую, это конкретное предложение. Иначе это не будет отличаться от работы на заказ, а мне не хочется возвращаться к этим отношениям: заказчик – исполнитель. Поэтому я объявляю, что я делаю портрет, он не обязательно будет похож, если вам это нравится, – вы можете участвовать, если нет – значит, нет. К тому же портрет оставляет след о человеке, каждый человек оставляет след в этой истории.
– Какой главный вывод ты сделал из всех приключений в «Кругосветке без кошелька»?
– Наверное, один из ключевых выводов – стоит доверять людям. Добрых людей большинство. Добрых в том смысле, что готовых бескорыстно совершать поступки. Конечно, нужно доверять, но проверять, понимать, что человек – это человек, он может подвести, поэтому не надо полностью полагаться на других, надо рассчитывать на свои силы.
Я точно понял, что я мог бы еще не один год кататься по свету, но это уже неинтересно, мне хочется сменить поле деятельности. Что без денег можно прожить – это точно, можно путешествовать с минимальными деньгами. Мой способ путешествовать на самом деле достаточно комфортный, у меня в дороге не было никакого экстрима: не было опасных ситуаций, ни разу не было такого, чтобы мне негде было ночевать или чтобы я оставался голодным. В то же время я понял, что кругосветка ничего не значит, это всего лишь круг на карте, важнее история, которая из этого вышла.
– Наверное, почти каждый человек периодически говорит себе, что хотел бы посмотреть мир и побывать там-то и там-то, но вот то денег нет, то еще чего-то. А как ты думаешь, что на самом деле требуется для того, чтобы путешествовать?
– Мне кажется, что деньги для путешествия не так уж важны. Есть немало способов путешествовать без них или почти без них. Главное – должно быть желание. Если хочется, нужно ехать сейчас: автостопом, на велосипеде, заниматься натуральным обменом, готовить, подстригать людей… Я слышал про человека, который пешком обошел весь мир. Самое дорогое – это долгие перелеты, а все остальные способы, пусть и медленные, но доступны. Вообще, когда заканчиваются деньги, начинаются самые интересные путешествия. Ты просто начинаешь по-другому на все смотреть. Деньги дают простые решения: если бы в Мексике у меня были деньги, я бы жил в отеле, ни с кем бы не познакомился, а отсутствие денег заставило меня идти и знакомиться с новыми людьми, гулять по новым местам. Есть много путешественников, которые ходят с пенкой и палаткой и спят где-то на улице. Я не из таких: мне нужен комфорт и мне удается его организовать. Но в любом случае нужна решительность, смелость, не надо откладывать: «сейчас я поработаю, а потом...». Потом случится старость.
Задать вопросы художнику, послушать его истории и поучаствовать в проекте «Натуральный обмен» (теперь Сергей уже планирует неудавшуюся раньше поездку в США) можно будет завтра, 11 июля, в культурном центре «Кампанелла». Встреча назначена на 19.00. Список вещей, которые можно обменять на портрет, можно найти на страничке события «ВКонтакте».