«Воронежский кейс» Платоновфеста открыли площадным Шекспиром

В спектакле «Двенадцатая ночь» роли артистам распределяет жребий.

Олеся Шпилева, 17 сентября 2020, 17:30

Андрей Парфенов (предоставлено дирекцией Платоновского фестиваля)

Воронежский Никитинский театр показал премьерный спектакль «Двенадцатая ночь, или Как угодно» по одноименной комедии Шекспира во вторник и среду, 15 и 16 сентября. Постановка открыла спецпрограмму «Воронежский кейс» десятого Платоновского фестиваля искусств.

Постановщиком стал известный российский режиссер, лауреат премии «Золотая маска», бывший худрук независимого ростовского театра «18+» Юрий Муравицкий. Спектакль по Шекспиру он поставил в духе площадного театра. Центр сцены занимает огромная песочница, в которую в нужный момент впрыгивают участвующие в мизансцене персонажи. При этом серьезное вживание в роль отсутствует: в данном случае актеры – скорее шуты, рассказчики, которые остаются в стороне от изображаемого героя. Их грим тоже шутовской: густой слой белой пудры, стирающий гендерные различия.

 

 

 

 

Но главная особенность актерской работы в «Двенадцатой ночи» в том, что за артистами не закреплены конкретные роли. Перед каждым спектаклем зрители вытягивают жребий, решая, кто кого будет играть. Таким образом, не только мужчины могут играть женские роли, как это было в шекспировском театре, но и женщины – мужские, и вообще каждый раз все происходит буквально «как угодно».

– Я давно занимаюсь уличным театром, ставил дипломный спектакль в подобной стилистике, а в Москве вместе с товарищами организовывал фестиваль уличных театров, – рассказал режиссер Юрий Муравицкий. – В Воронеж я приехал в начале марта, и именно тогда у нас возникла идея, что роли артистам будут выбирать зрители. У меня десять актеров и бесконечное число вариаций, что делает каждый показ непохожим на другой. Конечно, нам всем было бы гораздо легче, если бы за каждым артистом была закреплена роль, нам не нужно было бы делать столько прогонов. Но я рад, что Никитинский театр поддержал мою авантюру, а ребята всю пьесу выучили наизусть.

Такой подход сказался на заучивании текста: выучить все роли и не путаться в своих и чужих фразах – задача непростая. Но шутовской формат площадного театра не обязывает артистов к тому, чтобы текст отскакивал у них от зубов. Наоборот, они свободно могут в любой момент обратиться к коллегам за подсказкой – не занятые в мизансцене актеры сидят вокруг сцены и выполняют роль суфлеров. Этот же прием позволяет добиться эффекта отстраненности артиста от роли и разрушения «четвертой стены».

 

 

 

 

– Текст для артиста никогда не является проблемой. «Забывашки», которые происходят время от времени, обусловлены тем, что ты узнаешь свою роль на сегодня перед самым началом спектакля. Зритель вытягивает жребий, и тебе сразу надо играть. Для меня самым сложным в этой работе было освоить этот тип театра, которым мы никогда в жизни не занимались. Это тот самый театр отстранения, когда актер не вживается в роль. Тот театр, при котором актер остается актером, а образ – образом, и они взаимодействуют друг с другом. Самое трудное – отучить себя приклеиваться к образу и вживаться в него, оставаться рассказчиком. Мы пока на пути освоения этого метода работы, – рассказал художественный руководитель и актер Никитинского Борис Алексеев.

Первый предпоказ нового спектакля прошел на площадке «Винзавод», и в теплое время года артисты Никитинского планируют повторять практику уличных показов. В таком формате площадной игровой театр раскрывается по-особенному: артисты еще более активно взаимодействуют с публикой, внимательно следят за откликом на шутки, иногда обращаются напрямую к конкретным зрителям.

 

 

 

 

– Мы все привыкли к театру, который находится за четвертой стеной. А в площадном театре надо взаимодействовать со зрителем. Даже когда ты говоришь с партнером, нельзя забывать, что этот диалог происходит публично, нужно реагировать на то, что исходит от публики. На улице этот формат воспринимается иначе. Обычный театр сделан по принципу коробки, когда в темноте есть только одна альтернатива, куда смотреть – на сцену, где светло. А в площадном театре эта история ломается, – отметил режиссер.

Следующие показы «Двенадцатой ночи» пройдут в Никитинском театре 27 сентября и 3 октября. Возрастное ограничение – 16+.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.