Воронежский исследователь: «В наших пещерах нельзя заблудиться»
Виталий Степкин – об истории подземелий в регионе и их безопасности для посетителей.
Елена Миннибаева, 20 сентября 2018, 12:32
Больше половины искусственных пещер России находится в Воронежской области. Воронежский историк, краевед, исследователь донских пещер Виталий Степкин рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», зачем люди создавали культовые подземелья, почему их так много в регионе и кто строит их в современном мире.
О «всплеске пещерокопания»
– В европейской части России 96 подземелий, созданных в XVII–XX веках в рамках народного православия или официальных церковных институтов. В Воронежской области насчитывается 51% от общего числа пещер в стране. Это обусловлено благоприятным сочетанием социальных и природных факторов в регионе.
С одной стороны, в XIX веке, в период массового создания пещер, здесь отмечается всплеск религиозности, характерный для Черноземья. С другой – для воплощения религиозности в аскетической практике «подземножительства» в Воронежском крае существовала оптимальная среда – выходы на поверхность белого писчего мела.
Важную роль играло то, что воронежская земля находилась в рамках такого еврорегиона, как Слобожанщина (историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Черноземья в России. – Прим. РИА «Воронеж»). Взаимодействие развитой у малороссов традиции почитания пещер Киево-Печерской лавры и местной традиции развития культового создания подземелий также способствовало всплеску народного пещерокопания.
Пещерный храм в Белогорье
Фото – Никита БогдановО причинах создания культовых подземелий
Мотивы были различны. Пещеры строили как элемент копирования и переноса православных паломнических центров на местную почву. Например, под влиянием посещения Киево-Печерской лавры создали Белогорские, Гороховские, Краснянские пещеры в Воронежской губернии. Дивногорские и Калачеевские пещеры создавались как перенос Иерусалимского сакрального топоса.
Существовал также мотив очищения, деятельной трансформации личностных ценностей на пути преодоления кризиса. Мотив встречи с сакральным, преодоления страха конечности собственного бытия и укрытия на фоне разрушения традиционного жизненного уклада в процессе модернизации.
Пещероустроители, как правило, постоянно жили при пещерах, формируя православную общину, которая в дальнейшем старалась трансформироваться в официальный монастырь. Им активно помогало местное население, которое приходило в свободное время для работ в пещере.
О самых старых пещерах региона
Наиболее древними можно считать подземелья в урочище Малые Дивы на территории Дивногорского Успенского монастыря. В архивах сохранился материал о бытовании здесь обители с середины XVII века.
Храм в Дивногорье
Фото – Софья УспенскаяНа основании косвенных признаков воронежский историк Амелькин в 1995 году выдвинул и обосновал гипотезу о создании Дивногорских пещер в золотоордынское время. Чтобы поставить точку в этом вопросе, необходимы археологические исследования.
После революции 1917 года пещеры, созданные на территории православных монастырей, пришли в запустение. Были взорваны пещерный храм XVII века в урочище Шатрище и пещерный храм XIX века у села Галиевка. Разрушение христианских святынь удалось пережить пещерным храмам в урочище Малые и Большие Дивы, у сел Белогорье, Гороховка, Колыбелка, Костомарово, Селявное, Семейки, Старая Криуша и города Калач.
Сейчас насчитывается 14 пещерных храмов, половина из которых действует на территории возродившихся Дивногорского, Костомаровского и Белогорского монастырей.
О состоянии пещер
– Если мы говорим о культовых пещерах, созданных в рамках христианской традиции, то таких 49. Состояние большинства из них достаточно удручающее. Стены и потолки закопчены, покрыты многочисленными современными автографами. В некоторых местах под воздействием эрозионных или антропогенных процессов обвалились своды.
Лучше обстоит дело с памятниками историко-культурного наследия, которые находятся в чьем-то ведении. Пример, к которому необходимо стремиться, – отреставрированные пещеры в урочище Большие Дивы в музее-заповеднике «Дивногорье».
О пещерах в современном мире
– Создание пещеры – в большей степени проявление духовной жизни традиционного общества. С уходом крестьянской общины в прошлое во второй половине XX века процесс создания культовых пещер фактически завершился. Сегодня мы видим лишь реминисценцию (воспроизведение, отголосок. – Прим. РИА «Воронеж») создания культовых подземелий.
В XXI веке местный житель села Костомарово попытался построить подземную часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери недалеко от села. Но когда он начал копать, оказалось, что грунт там непрочный, пришлось прекратить работу – она была опасна для жизни.
Пещера Трехъярушка в окрестностях села Семидесятное
Фото – Никита БогдановО том, трудно ли выкопать пещеру
– Я наблюдал, как при обустройстве Костомаровского монастыря рабочие быстро делали бензопилами пропилы в мелу, извлекая блоки породы для создания хозяйственного помещения.
Крестьянам прошлых веков приходилось гораздо труднее. Главным инструментом работы с мелом было тесло – подобие топора, у которого лезвие перпендикулярно топорищу, как у мотыги. Тесло активно использовали в быту в качестве плотницкого инструмента, выдалбливая корыта, лодки. Это орудие труда мне удалось обнаружить в 2007 году во время обследования открывшейся пещерной полости при строительстве колокольни у входа в Белогорскую пещеру.
О безопасности меловых пещер для посетителей
– Безопасных пещер в Воронежской области не так много. Это, прежде всего, подземелья Дивногорского, Костомаровского и Белогорского монастырей. В других пещерах могут быть небезопасны как некоторые отрезки подземелий, которые могут обрушиться, так и подход к ним. Движение по необорудованному высокому склону особенно опасно во время неблагоприятных погодных условий.
О туристическом потенциале пещер
– Пещеры – один из любимых объектов регионального туризма. По результатам интернет-голосования в 2014 году Дивногорские, Калачеевские, Костомаровские и Белогорские пещеры вышли в финал конкурса «Семь чудес Воронежской области». Пещеры, расположенные на территории монастырей Воронежской митрополии, являются всероссийскими объектами паломничества и туризма.
В Воронежской области расположены самые протяженные культовые пещеры в Восточной Европе. Длина Белогорской пещеры составляет 985 м, Калачеевской – 892 м. В Подонье фиксируется множество других менее протяженных, но не менее интересных пещер уникальной архитектуры. Большинство из них еще предстоит обустроить: сделать удобные подходы, закрыть опасные отрезки лабиринтов, организовать график сопроводительных экскурсий. Кроме того, необходимо продолжить научные исследования и популяризацию полученных результатов. Сейчас идет работа над созданием «Атласа донских пещер».
Пещеры невозможно сравнить ни с каким другим туристическим объектом. Ты погружаешься в недра земли. Сенсорная депривация заставляет обратиться внутрь себя, наводит на философские размышления.
Храм в Дивногорье
Фото – Софья УспенскаяО пещерных легендах
– Когда я начинал изучать пещеры, меня прежде всего интересовал исторический аспект. Но постепенно при опросах местных жителей накопилось много фольклорного материала. В результате в 2012 году появилась книга «Легенды Донских пещер».
Типичные сюжеты фольклорных рассказов повествуют о многокилометровых тоннелях под землей. По ним можно якобы пройти в ближайший наземный храм, другой город и даже страну. Ходы идут и под такими формами ландшафта, как овраги и реки. Конечно, подобные рассказы нельзя воспринимать буквально. Речь идет не столько о ходах реальных, сколько о виртуальных, и их изучение – предмет не столько археологии и спелестологии, сколько фольклористики и психологии.
Также фиксируется множество рассказов о том, что дети пошли в пещеры и заблудились, после чего входы в подземелья были взорваны или засыпаны. При этом отмечу: в наших культовых пещерах заблудиться нельзя.