Воронежский драмтеатр поставил гоголевскую «Женитьбу»
Премьера спектакля прошла 17 декабря.
Олеся Шпилева, 18 декабря 2015, 15:20
Премьера спектакля «Женитьба» по одноименной комедии Николая Гоголя состоялась в Воронежском академическом театре драмы им. Кольцова в четверг, 17 декабря. Спектакль будет идти на большой сцене театра.
Режиссер спектакля Никита Рак рассказал, что пытался соединить в постановке костюмы гоголевской эпохи и «вневременные» декорации, которые показывали бы актуальное звучание хрестоматийного текста. В качестве задника режиссер использовал видеопроекцию, изображающую пустыню, декорациями стали оконные рамы, а саундтреком – современный французский рэп.
– Перед нами стояла сложная задача, ведь хотелось поставить именно пьесу Гоголя, вскрыть его текст. Но его ставили так уже много раз. Когда мы начали репетировать, я поймал себя на мысли, что все как-то так живенько и хорошо у всех получается, все как будто знают, как именно надо играть, как говорить. И я понял, что все это я слышал миллион раз. Я прямо представил, что существует некая матрица, которая каждому, кто берет текст «Женитьбы», рассылает инструкцию, как играть. Хотелось уйти от этого, сделать так, чтобы было слышно не эту матрицу, а текст Гоголя, – сказал режиссер.
Никита Рак отметил, что для него самая важная в спектакле сюжетная линия – тема Подколесина, жениха, в финале пьесы сбегающего через окно с собственной свадьбы.
– Мне кажется, эта пьеса вообще про то, что мы в жизни очень много делаем не того, что мы хотим, а того, что мы должны. Когда я прочитал пьесу внимательно, я подумал, какой страшный человек Гоголь! Он буквально препарирует человека и говорит ему: ты несвободен. Тебя даже никто не заставляет, но ты все равно каждый день делаешь то, что ты не хочешь. Ведь действительно, нам никто ничего не говорит, мы уже сами себе создали рамки, сами себя посадили в клетки и сами же от этого страдаем, – сказал Никита Рак. – Наверное, только очень одаренные люди, с гибким сознанием, способные на широкий жест, могут сделать, как Гоголь. И как Подколесин. Жить так, как им хочется, делать только то, что они хотят. И к тому же быть уверенными в том, что они поступают правильно, вне зависимости от общественного мнения, от привычных схем. Да, Подколесин оставляет за собой выжженную пустыню. Конечно, для всех было бы менее болезненно, если бы он жил так всю жизнь. Но он уже влез в эту несвободу очень глубоко, и ему нужно было избавиться от нее.
Режиссер рассказал, что после внимательного прочтения пьесы «Женитьба» потрясла его своей суровостью и цинизмом.
– Пьеса называется «Женитьба», там все время ведутся разговоры о свадьбе, но при этом слово «любовь» в тексте не употребляется ни разу. Его нет. Это мир без любви. Есть и свадьба, и сваха, и женихи, и невеста, дом каменный – все есть, а любви нет. Хотя мы привыкли, что сначала любовь, а потом свадьба. А в мире Гоголя нет любви вообще. Мы, в отличие от Гоголя, возможно, даже слишком часто употребляем это слово, бездумно. На телеканалах мы строим любовь, кричим, что любовь правит миром, а при этом на самом деле в мире идет война, – поделился Никита Рак.
Премьерные показы спектакля «Женитьба» в постановке Никиты Рака пройдут на большой сцене Театра драмы 19 декабря, 23 и 30 января. Возрастное ограничение 12+.