Воронежских производителей призвали решать споры с торговыми сетями через независимую комиссию
В региональном правительстве замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов провел совещание по вопросам взаимодействия поставщиков и ритейлеров.
Людмила Минаева, 7 ноября 2013, 10:57
Вчера, 6 ноября, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов проинспектировал магазины Воронежа. Вместе с представителями Ассоциации компаний розничной торговли он побывал в нескольких «разнокалиберных» федеральных торговых сетях и на одном из продовольственных рынков города. Представитель ведомства остался доволен увиденным.
– Уровень очень хороший, лучше, чем во многих других регионах, – отметил Виктор Евтухов.
В Воронеж замминистра прибыл не только для того, чтобы пройтись по магазинам. Во второй половине дня Виктор Евтухов провел в правительстве области большое совещание, на котором власти, представители торговых сетей и производителей обсудили перспективы и способы совершенствования механизмов взаимодействия отечественных производителей и крупных торговых сетей.
– Вопрос взаимовыгодного взаимодействия поставщиков и торговых сетей непростой для нашей молодой рыночной экономики, в каком-то смысле риторический, – отметил Алексей Гордеев, открывая совещание. – Для властей Воронежской области все участники рынка – практически родные, вы вносите серьезный вклад в социально-экономическое положение региона.
Губернатор озвучил, что по прогнозу, в этом году розничный товарооборот в Воронежской области составит 340 миллиардов рублей. На долю торговли приходится пятая часть валового регионального продукта и 17 % всех налоговых отчислений. Из общего товарооборота порядка 20-22 процентов формируют торговые сети. «И эта цифра растет», – подчеркнул глава региона. В регионе представлены 17 крупных сетевых структур 230 магазинами. Всего же в торговле Воронежской области свыше 13 тысяч хозяйствующих субъектов, в управлении которых около 20 тысяч торговых точек. В этой сфере работают 226 тысяч человек, 22 % от общего количества занятого населения.
– В регионе 575 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей, это несколько превышает установленный норматив, но всем известно, что сам стандарт несколько занижен, поэтому удовлетворяться этой цифрой бессмысленно, надо развивать торговые объекты в регионе, – сказал Алексей Гордеев.
В стране, действительно, не хватает «полок», производители выпускают в пять-шесть раз больше продуктов, чем могут разметить все ритейлеры вместе взятые, из-за этого конкуренция предельно высокая. Но и к производителям есть вопросы: они сами четко не могут просчитать бизнес-модель, эффективно управлять своим запасом, Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.При этом замминистра отметил, что вне зависимости от того, какие процессы происходят в экономике, сфера торговли в России демонстрирует стабильный рост и занимает третье место по объему налоговых отчислений.
В самом начале совещания Виктор Евтухов обозначил целый ряд ключевых проблем во взаимоотношениях поставщиков и сетей, чем предвосхитил речи большинства выступавших. Помимо проблемы нехватки площадей, заместитель министра отметил непомерно высокие штрафы за непоставку или недопоставку товара, которые порой доходят до 100 процентов, а также «поощрение» недобросовестной конкуренции между поставщиками, состоящее в том, что преференции часто определяются не качеством товара, но скорее низкой закупочной ценой и некими другими факторами.
– Штрафы не должны превышать 15 процентов от суммы недопоставленного товара, плюс должны быть четкие договоры поставки, тогда это будет больше похоже на цивилизованные отношения в бизнес-среде. Безусловно, к торговле пристальное внимание со стороны правительства РФ, есть правовое регулирование. Но в этой сфере нужно больше сосредоточиться на саморегулировании, – считает Виктор Евтухов.
С этим мнением согласны представители торговых сетей, а вот производители больше говорили о необходимости законодательного регулирования.
– Нашу сферу невозможно урегулировать никакими законами, очень часто возникают частные ситуации, требующие индивидуального подхода, – парирует Илья Якубсон, председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая все крупнейшие сети, в которую входит более 15 тысяч торговых точек. – Саморегулирование – наиболее эффективный механизм. В конце прошлого года мы подписали «кодекс добросовестных практик», который позволяет установить и обязывает выполнять условия рынка. Кодекс поддержало Министерство промышленности и торговли России. Члены Ассоциации уже приводят договоры поставки в соответствии с ним. Ценность кодекса также в том, что он дает возможность урегулировать споры в досудебном порядке. Для этого мы создали специальную комиссию из девяти человек – по три представителя производителей, ритейлеров и независимых членов. Сегодня четыре члена комиссии присутствуют здесь, в Воронеже, на совещании.
Действительно, многие из присутствующих товаропроизводителей – руководители птицефабрик, мясокомбинатов, молокозаводов, хлебопекарен и так далее – озвучивали вроде бы общие, но в то же время частные проблемы. Так, гендиректор фирмы «Молоко» Василий Остроушко поднял вопрос о том, что одна из сетей отказывается повышать закупочную цену несмотря на то, что с августа выросла цена на сырье. В то же время именно под эту сеть предприятие заказало фирменную упаковку, которая остается у предприятия на сумму более двух миллионов рублей. Руководитель также отметил, что за сок его производства дают меньшую цену, чем за сок более крупного производителя, хотя по заключениям Роспотребнадзора эти две марки по качеству идентичны.
– Цена должна быть одинакова как для небольших поставщиков, так и для крупных, – уверен Василий Остроушко.
Якубсон ответил, что как раз претензии производителя может решить комиссия при Ассоциации, но сами они не должны бояться обращаться в нее со своими проблемами.
Отдельной строкой прозвучала тема представленности на рынке местных производителей. Замминистра отметил, что сегодня в категории продовольствия до 70-80 процентов на полках магазинов страны – отечественные товары.
– Даже если это импортный бренд, реальное производство находится в России, налоги платятся здесь, – сказал Виктор Евтухов.
Заместитель председателя правительства Воронежской области Алексей Беспрозванных добавил, что по данным мониторинга, в федеральных ритейлерах представленность воронежских товаров порядка 10-15 процентов в общем ассортименте товаров, в региональных сетях – от 50 до 80 %.
– Но при этом в ряде сетей нет, к примеру, местного растительного масла и сахара. Хотя Воронежская область производит 12 процентов масла от общероссийского объема, а по производству сахара наш регион занимает в стране второе место. И при таких объемах мы не всегда видим свою продукцию на полках, – отметил Алексей Беспрозванных.
Понимая, что мы живем в условиях серьезной конкуренции, надо работать по-новому. Многие вещи должно регулировать не государство, а экономические субъекты, пришло время договариваться. В нашей области эффективно в вопросах взаимодействия работает Торгово-промышленная палата, руководитель которой также является уполномоченным по правам предпринимателя. Возможно, на базе ТПП имеет смысл создать некую вертикаль, подкомиссию по разрешению возникающих споров. Ассоциация задает тон, мы будем подхватывать на местах.Мы также надеемся, что после сегодняшнего совещания отношения между нашими производителями и федеральными сетями станут более тесными, что воронежцы смогут получить здесь, в нашей области, мощную поддержку, губернатор Алексей Гордеев.