Воронежских художников и дизайнеров хотят отправить на завод
Культурные деятели и чиновники обсудили возможность создания творческого кластера в промзоне Воронежа.
Софья Успенская, 19 декабря 2013, 00:06
В Воронеже началось обсуждение проекта творческого кластера, который смог бы объединить творчески-ориентированных на общем пространстве. Суть идеи творческого кластера (это термин, предложенный куратором программы ЮНЕСКО Саймоном Эвансом) в том, что когда представители творческих профессий начинают совместно обживать общее пространство, то в конечном счете оно становится для города точкой притяжения культурных инициатив и событий и, возможно, эпицентром своеобразной культурной революции.
Проще говоря, заброшенный завод в центре города может стать идеальным местом обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. В результате люди, снявшие за копейки (а то и получившие бесплатно) студии и пространства в запущенной промзоне, не только создают в нем творческую атмосферу, устраивая мероприятия, которые начинают посещать горожане, но и развивают инфраструктуру: к студиям подключаются кафе и клубы, магазины и галереи, и на месте заброшенной территории вырастает фешенебельный квартал. Примеры такого изменения городского пространства существуют во многих городах мира, но, как правило, они становятся результатом взаимодействия творческой среды, бизнеса и власти.
территория центра дизайна и архитектуры Artplay (Москва)
Идея создания подобного проекта в Воронеже возникала уже неоднократно – о том, что художники и дизайнеры могут изменить городскую среду и ментальность, не раз говорил ректор ВГАИ Эдуард Бояков, молодые художники из ВЦСИ всерьез обсуждали возможность создания в городе некого творческого пространства по примеру резиденции художников в Лейпциге. Воронежцы сделали шаг к тому, чтобы эту идею воплотить. В книжном клубе «Петровский» 18 декабря состоялся круглый стол «Творческий кластер в Воронеже», в ходе которого культурные деятели и чиновники наметили план конкретных действий, необходимых для того, чтобы создать в нашем городе «творческий завод».
Разговор о кластерах открыли Эдуард Бояков и Илья Осколков-Ценципер, создатель московского арт-кластера «Стрелка». На примерах московских проектов – центр современного искусства Винзавод, дизайн-завод FLACON, культурный центр «Арт-Стрелка» и выросшая из него «Стрелка» на «Красном Октябре», центр дизайна и архитектуры Artplay – они показали, каким образом развивается городская среда и что может получиться из освоения промзоны творчески-ориентированным бизнесом.
территория центра дизайна и архитектуры Artplay (Москва)
– Это такой закон, если на улице один ювелирный магазин – ему хорошо, если их три-пять – продажи у каждого становятся хуже, но если их десять, то хорошо всем, это такая синергия, – провел аналогию Эдуард Бояков.
По словам Ильи Осколкова-Ценципера, такой кластер может стать для города ключевой точкой, однако для этого он должен быть не создан «сверху», а развиться в соответствии с законами бизнеса.
– Во всем мире лучше всего получаются проекты, которые прорастают снизу, а не организовываются государством. И тут важно, что творческие индустрии – это действительно индустрии, они зарабатывают сами, и при этом они не просто платят налоги, но и меняют среду. Сейчас, например, мне как туристу не очень видно, куда в Воронеже пойти. Но если такая точка появится, она очень быстро станет центром притяжения для гостей и жителей города, как, например, в Москве «Винзавод» или «Красный октябрь», куда люди хотят пойти просто потому, что это модное место, и там всегда что-то происходит, Илья Осколков-Ценципер, создатель московского института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".Согласившись с тем, что творческий кластер – идея нужная и хорошая, участники встречи перешли к обсуждению, где может появиться воронежский аналог «Стрелки» или «Винзавода». Как отметил Илья Осколков-Ценципер, во всем мире эти места примерно одинаковы – как правило, это «наследство» промышленности, здания бывших заводов, которые перенесли производство из центра города и которые обычно юридически сложно переоформить под жилую застройку.
Директор арт-группы «Квадрат» и организатор фестиваля «Чернозем» Дмитрий Большаков назвал сразу несколько воронежских территорий, которые в принципе могли бы стать пространством для преобразований.
– Бывший завод «Энергия», большой квартал около Кирова – девелоперская компания его сейчас развивает, но точка пока не поставлена. ВЭСК, Сельмаш, завод «Электроприбор» на Некрасова, ликеро-водочный завод – прекрасное кирпичное здание в центре города, – напомнил Дмитрий Большаков. – На мой взгляд, как бы ни обстояли дела, все эти площадки могут быть вовлечены в этот процесс. Тем более, как показывает опыт других городов, эти кластеры так или иначе специализируются: где-то больше художников и архитекторов, где-то больше клубов и концертных залов.
Однако все разговоры о подходящих территориях снова вернулись к проблеме взаимодействия всех участников процесса. Художник Илья Долгов заметил, что давление собственника территории может помешать творческому развитию кластера.
– В России, в Москве все кластеры сделаны при помощи крупного бизнеса. Но для меня «Винзавод» и «Красный октябрь» – это такие страшные места, где стены, выстроенные из бабла, так и давят. Я так и думал обо всех кластерах, пока не побывал в Лейпциге. Там художники занимаются тем, чем привыкли, но система вокруг выстроена так, что этот творческий центр влияет на весь город. Идею невмешательства в творческий процесс поддержал и основатель группы компаний «Ангстрем» Геннадий Чернушкин:
– С моей точки зрения, это должны быть площадки, организованные по разным принципам, конкурирующие друг с другом. Я бы не рассматривал территорию как единое целое. Но это должен быть общий проект, с одной осью, а не ряд импульсов. Чтобы власть сказала: "Пошли". Бизнес сказал: «Я подумаю». А остальные стоят и смотрят.
Мэр Воронежа Александр Гусев, который также участвовал в обсуждении, подчеркнул, что в городском бюджете едва ли найдутся средства для финансирования такого крупного проекта, однако городские власти готовы оказывать всяческую поддержку во всем, что касается административных процедур.
– Этот проект, хотя и не является для нас приоритетным на фоне других городских проблем, тем не менее важен. Люди в других городах о Воронеже знают крайне мало, это несправедливо. Я готов проект поддерживать, пообщаемся с собственниками территорий, мэр Воронежа Александр Гусев.В завершение круглого стола его участники договорились составить инициативную группу, которая займется организацией проекта, и предложили остальным участникам встречи озвучить свои запросы.
– Я предлагаю написать нам письмо со следующими пунктами: желание об участии или неучастии – так определим круг людей, готовых стартовать; свои предложения; финансовые запросы (я готов быть на такой-то аренде, я готов делать проект, если будет помещение, я готов открыть офис, клуб, студию, выставочный павильон) – таким образом мы сформируем некий оргкомитет, который бы этот процесс запустил, и получим запросы на возможный формат кластера, – подытожил Дмитрий Большаков.