Воронежский психолог: «Главная опора в это трудное время – эмоциональная зрелость»
Елена Савилова – о том, как сохранять внутреннее равновесие в период пандемии
Эльвира Бутырина, 12 ноября 2021, 09:00
Пандемия коронавируса не лучшим образом сказывается не только на физическом, но и на психическом здоровье людей. Как сохранять спокойствие в столь нестабильное время, полное страхов и тревог, как распознать посттравматическое стрессовое расстройство и справиться с внутренней агрессией? Обо всем этом РИА «Воронеж» поговорило с воронежским психологом Еленой Савиловой.
– Как не сойти с ума во время пандемии? Ведь страх и тревога так истощают.
– Сначала необходимо разобраться с понятием тревожности. Так что же такое тревога? Страх и тревога – «родственники». И то и другое – эмоциональная реакция на опасность. Страх – это эмоциональная реакция, сообразная существующей опасности. Тревожность же неадекватна опасности, а часто вообще является реакцией на опасность воображаемую. В случае страха опасность объективна, в случае тревоги – субъективна и скрыта. Как же, спросите вы, ведь коронавирус – реальная опасность. И да и нет. У вас есть стопроцентная гарантия, что вы заразитесь? Заболеете? Умрете? Нет? Тогда ваша реакция неадекватна реальной ситуации. Но попытки убедить тревожного человека, что его тревога необоснованна, часто бесполезны. Потому что его тревога вызвана его восприятием, а восприятие – это наши фильтры, то есть глубинные убеждения и установки. «Я должен все контролировать», «я должна все предвидеть», «я должна со всем справиться», «у меня должна быть гарантия, что со мной и моими близкими ничего не случится», «все должно идти по плану». Эти иррациональные идеи с головой выдают в человеке эмоциональную незрелость, ригидность, неспособность справляться с неопределенностью, нестабильностью. «Все идет не так, как должно, как я себе это представлял». Ожидание не совпадает с реальностью. Это противоречие и рождает тревогу. Если вы «повзрослеете», тревожиться будете гораздо меньше.
– Что же делать, чтобы снизить тревогу и не поддаваться панике?
– Самое главное – избавить себя от излишка информации. Не читать и не смотреть то, что усугубляет ваше состояние, не поддерживать разговоров о пандемии, если они не касаются лично вас и ваших близких (то есть никто из вас не болеет). «Я подумаю об этом завтра» – вспомните золотые слова Скарлетт О`Хара. Загружайте себя ежедневными делами, не пытайтесь контролировать то, что не в вашей власти. Виктор Франкл, австрийский психиатр, жил несколько лет в концлагере. Он вел наблюдения и пришел к выводу, что выживали те, кто не думал о том, что будет завтра, через год, как там семья без него, победит ли фашизм на всей земле. Сохранить жизнь и разум удавалось тому, кто жил здесь и сейчас: «Я должен подняться, умыться, раздобыть себе еду, помочь близкому». Так что решайте насущные житейские вопросы, не думайте о глобальных вещах. Тревога растет от бездействия. Чем сильнее вы впадаете в ступор от всего происходящего, тем больше тревожитесь. Действуйте, двигайтесь – гуляйте, занимайтесь спортом, учитесь, повышайте квалификацию, возьмите шефство над тем, кому тяжелее вас. Это может быть многодетная семья, одинокая бабушка-соседка.
– Расскажите о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Часто ли оно возникает после коронавируса? Каковы его признаки и что делать людям, которые с этим столкнулись?
– Посттравматическое стрессовое расстройство характеризуется повторяющимися навязчивыми воспоминаниями о шокирующем травматическом событии. То есть опасность реальная, внезапная, непродолжительная по времени. Это явление было в начале пандемии и встречалось как осложнение у людей с тяжелым течением вирусной инфекции. Сейчас по результатам исследований встречаются чаще депрессивные расстройства. Причина тому – затянувшаяся ситуация, неопределенность и невозможность получить четкий ответ, когда и чем это закончится. Нужно отличать ПТСР, депрессию и апатичное настроение, тревожность.
Признаки ПТСР, помимо упомянутых повторяющихся воспоминаний:
- трудности со сном;
- раздражительность или вспышки гнева;
- неразумное поведение или аутоагрессия;
- проблемы с концентрацией;
- потеря памяти о важных составляющих события (диссоциативная амнезия);
- стойкие и преувеличенные негативные убеждения или ожидания от самого себя, других или мира вообще;
- постоянные искаженные мысли о причине или последствиях травмы, что ведет к обвинению себя или других;
- стойкое негативное эмоциональное состояние (страх, ужас, гнев, чувство вины, стыд);
- значительное снижение интереса или участия в важных событиях;
- чувство разобщенности или отчуждения от других людей;
- стойкая неспособность испытывать положительные эмоции: счастье, удовлетворение, чувство любви.
ПТСР, депрессия – это компетенция врача-психиатра, самолечение опасно. С апатией и тревожностью можно справиться самому или прибегнуть к помощи психолога.
– Как справиться с внутренней агрессией? Есть ли какие-то особые методики?
- Сначала ответьте себе на вопрос: на кого я злюсь? На себя? Значит, у вас проблемы с гиперответственностью. Вы не можете контролировать ситуацию, чувствуете себя беспомощным перед лицом обстоятельств. «Я должен все исправить, я должен изменить, я должен помочь и спасти». Идея всемогущества – детская позиция. Злоба на других – это безответственность. «Мне все должны» – спасти, исправить, помочь, дать гарантии, что все будет хорошо. Это тоже проявление инфантильной личности. Поэтому справиться с агрессией вам поможет работа над собой, осознанное отношение к себе и жизни, эмоциональная зрелость. Не боритесь с последствиями – устраняйте причину. Не пытайтесь изменить мир под себя – меняйтесь с миром. И тогда тревога и агрессия покинут вас, жизнь станет легче и здоровее.
– Правда ли, что пандемия резко подняла спрос на психологическую помощь? С какими проблемами к вам стали обращаться чаще?
– В моей практике людей, которые приходят именно с тревогой по поводу пандемии, немного. Но в целом людей, обращающихся за психологической помощью, действительно, стало больше. Скорее всего, общая напряженность и неопределенность обостряют личные проблемы, они становятся более явными и труднопереносимыми. Иногда, наоборот, люди преодолевают свои личные ограничения и эмоциональные барьеры, находят опору в себе и легче переносят внешнюю нестабильность. Поэтому главный залог спокойствия, главная опора в это трудное время – это эмоциональная зрелость, способность адаптироваться к изменениям.