Воронежские туристы покорят вершину архипелага Шпицберген
На их счету – походы по льду Байкала, Кольскому полуострову и каньонам Черногории.
Павел Горячев, 1 января 2014, 10:40
Группа воронежцев в марте собирается на Шпицберген – полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане. 17 марта пятеро смельчаков вылетят из Москвы в Осло. Оттуда они доберутся до крошечного городишки Лонгйира – административного центра Шпицбергена. От Лонгйира они на лыжах дойдут до плато Ломоносова, где находится большой ледник, расположенный на высоте около тысячи метров над уровнем моря. Главная цель туристов – пик Ньютона, высшая точка архипелага Шпицберген, находящаяся на высоте 1713 метров.
– Мы готовимся к сильным ветрам – дело в том, что недалеко от Шпицбергена находится Гренландия, зона пониженного давления. Кроме того, влажность воздуха будет там довольно высокой. Самая большая опасность – наиболее многочисленная популяция белых медведей во всем мире. Из-за этого за территорию Лонгйира даже запрещено выходить безоружным – возьмем в прокат карабин и пистолет. Но применять их будем только в самом крайнем случае, ведь звери занесены в Красную книгу. А чтобы отпугнуть медведей, можно использовать ракетницу и шумовые петарды, – рассказывает Игорь Русанов, один из лидеров туристической группы.
Всего на счету друзей несколько десятков серьезных походов. «Кольский полуостров, Крым, Урал, Кавказ, Черногория, Саяны», – навскидку перечисляют они. Раз в один-два года – по-настоящему сложный поход, требующий особенной подготовки. В марте нынешнего года туристы на велосипедах преодолели более 400 километров по льду Байкала.
– Скорее на ногах, а не на велосипедах, – смеется Игорь. – Дело в том, что в марте на Байкал обрушилось рекордное количество снега. Даже старожилы говорили, что такого не припомнят. Из 13 дней, что мы там пробыли, неделю мы шли, а не ехали. Первые километров 130 велосипеды ехали на нас, а потом уже мы на них. И прошли лишь половину от того пути, что мы запланировали – около 400 километров.
Подготовка к походу такой сложности заняла немало времени.
– Участники должны взять отпуск на одно и то же время, продумать, что с собой взять. Решить, как добраться до места старта похода: до Северобайкальска, где начинались наши байкальские приключения, пришлось добираться поездом. Кроме того, нужно быть готовым к тем условиям, которые будут в том месте, куда вы отправляетесь. Перед Байкалом мы тренировались, катаясь на велосипедах по замерзшему водохранилищу, ночевали на льду, – говорит один из туристов Михаил Чайка.
Несмотря на тщательную подготовку, поход никогда не обходится без сюрпризов – полностью смоделировать погодные условия далекого края невозможно.
– От холода по большому счету спастись не удалось – его просто пришлось терпеть. Холод на Байкале – как комары на Кольском полуострове: и ночью, и днем, и всегда. Вечером сидишь у костра, днем всегда оставляешь пуховку под рукой, чтобы накинуть при каждой остановке, ночью прячешься от холода в спальнике. Если руки и ноги защитить кое-как удавалось, то лицо – никак. Надеваешь горнолыжную маску - комфортно глазам, но мерзнет нос и подбородок. Надеваешь балаклаву – мерзнут глаза. Напялишь все вместе – ровно через 10 секунд потеет маска. А при движении на велосипеде при приличном ветре и вовсе нельзя не замерзнуть. Костенеет все: лицо, нос, глаза, руки, ноги, – признается Чайка.
Неопытным туристам в подобные походы лучше не собираться – во время путешествия могут возникнуть ситуации, опасные для жизни.
– Когда мы были на одном из хребтов Кольского, налетел ураган. С Димы Гарькавца сорвало горную лыжу, тяжелую, с железными кантами, и унесло, как пушинку. Мы замотались в палатку и сутки сидели, прижавшись друг к другу. Переждав ураган, мы продолжили спуск – Дима двигался на одной лыже. Потом мы сами сделали вторую лыжу из ели. Порубили, обожгли на костре, смазали парафином – и Гарькавец шел на этом чуде еще пару дней. А на Байкале в один из дней дул сильный ветер, нас сносило метров на семь. Мы приспособились, стали чувствовать приближение ветра и заранее принимали определенную стойку, – говорит Русанов.
По словам туристов, подобные трудности их не пугают – привыкли. А эмоции, полученные во время похода, окупают любой риск.
– В Черногории, к примеру, мы были на территории национального парка Дурмитор. В этом парке несколько огромных каньонов и горные массивы. Под вершиной одной из них (она называется «Обла глава») есть Ледяная пещера – внутри нее стоят сталактиты и сталагмиты из чистейшего сверкающего льда. А по реке Тара мы спустились на рафте. Каньон этой реки – самый большой в Европе, чуть меньше километра в глубину. Байкал, конечно, тоже не мог не поразить. Ночевали на самом глубоком месте озера – под нами было 1600 метров. От берега – километров десять. Честно скажу – психологически это ощущается очень сильно, – признается Игорь. – Вообще я помню каждый свой поход. Даже самый первый выход в лес – помню, какой был спальник, какая палатка. Мы ходили на конюшни, что недалеко от турбазы «Факел». Я был в 7 классе, это был 1978 год. Диму Гарькавца, кстати, я знаю именно с тех времен. Туризм для нас – познание мира. На свете много интересных мест, и хочется видеть их вживую, а не на экране компьютера.