Воронежцы вспомнили посиделки с Виктором Цоем
26 лет назад активисты рок-клуба поили рокера пивом.
Павел Горячев, 15 августа 2014, 09:30
В годовщину гибели легендарного рокера Виктора Цоя корреспондент РИА «Воронеж» собрал воспоминания очевидцев двух знаменитых концертов, которые певец дал в Воронеже в 1988 году, и участников неофициальной квартирной встречи воронежских фанатов с лидером группы «Кино».
В конце 80-х годов Воронеж был популярной гастрольной точкой российских рок-исполнителей. «Машина времени», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Звуки Му» и «Зоопарк» собирали здесь полные залы. Однако два сольных выступления Виктора Цоя в мае 1988 года все равно стоят в этом ряду особняком. Рокер приехал в столицу Черноземья на пике популярности – в том году вышел альбом «Группа крови», а большую часть его хитов страна знала еще до официального релиза. Однако, по словам активиста воронежского рок-клуба Вячеслава Петрова, информации о концертах Цоя на улицах города почти не было.
– Никакого, как сейчас говорят, промоушна, не было. Была только огромная афиша на филармонии с изображением Цоя. Она стала для города настоящим поп-арт объектом, ее даже пытались несколько раз украсть. Забавно сейчас это слышать, но больше никакой рекламы не было, – рассказал он.
Первый концерт Виктора Цоя в Воронеже организовывал не рок-клуб, который привозил группы «Крематорий», «Аукцион», Константина Кинчева и многих других. По словам Вячеслава Петрова, энтузиасты не пытались заработать на гастролях рок-исполнителей, а лишь знакомили воронежцев с лучшими рок-командами страны. Виктора Цоя привез в Воронеж Лев Трахтенберг, который создал кооператив «Рандеву», рассчитывая заработать на гастролях популярного рокера. Концерт лидера группы «Кино» был первым событием, организованным «Рандеву».
– Люди об этом кооперативе ничего еще не знали, и ажиотаж от нехватки информации только разрастался. В прессе, к примеру, было только одно упоминание Цоя – в «Молодом коммунаре». Больше никто о приезде певца не писал, – напомнил Вячеслав Петров.
Узнав об успехе «Рандеву», в рок-клубе решили выжать максимум из сложившейся ситуации. Активисты клуба задумали перехватить Цоя после первого концерта и привести на свою территорию. Но ожидание возле ДК «Электроника» закончилось ничем: после выступления популярный исполнитель отмечал приезд в Воронеж с организаторами концерта. Работница гостиницы «Брно», в которой остановился Цой, рассказала активистам, что лидера группы «Кино» занесли в номер на руках.
– Мы поняли, что у нас остается лишь один шанс – устроить встречу днем перед вторым концертом. У нас в компании был парень Саша Кочерга по прозвищу «Ухват». Он однажды похвастал, что познакомился с Цоем на одном из московских концертов. И несмотря на то, что верили Саше не все, ему сказали: «Раз ты его знаешь, ты и иди». Операция увенчалась успехом – спустя некоторое время Цой уже сидел в квартире «Ухвата», в доме, что недалеко от ДК Кирова. Тогда все было проще: никаких переговоров об эксклюзивном интервью, пресс-конференций. Один кооператив организовал концерт, а парни из рок-клуба, по сути, пришли, постучали в дверь и попросили пойти за ними на встречу с фанатами. И Цой пошел, – вспомнил Петров.
В квартире, где легендарный рокер приходил в себя с похмелья, было около десяти человек. Как собралась та компания, никто из участников тех событий уже не помнит.
Фото из архива Вячеслава Петрова
– На квартире я оказался совершенно случайно. Никто меня заранее не приглашал, – признался дизайнер РИА «Воронеж», тогда – музыкант группы «Меню» Андрей Шустов. – Помню, все ходят по квартире, пиво потягивают. А я подхожу к Цою и спрашиваю о строчке из песни «Бошетунмай»: «А про что это – “а из наших труб идет необычный дым”?». А он улыбнулся: «Это про траву. Только тс-с!».
– Некоторых с той посиделки я больше не видел ни разу. Был там, кстати, Олег Крючков – первый барабанщик «Сектора Газа». Хозяин даже не всех знал. Сейчас, смотря на сделанную тогда фотографию, я не могу вспомнить двоих. Цой после вечерней попойки был не в самой лучшей форме. Разговаривал очень неохотно. «Че-то у вас музыка очень на The Cure похожа!» – «Cure слушаю часто. Наверное, да, смахивает». Мы сварили ему пельменей, налили пива – он отживел. Беседа, впрочем, все равно не клеилась. Виктор вел себя очень вежливо, скромно. Никакого звездняка – пиво со всеми пил из одной трехлитровой банки. Но раскрываться не спешил, – сказал Вячеслав Петров.
Чуть позже вся компания отправилась в ДК ТЭЦ-1, где тогда располагался воронежский рок-клуб. Удивительно, но за время пути в клуб никто не узнал популярного певца.
– Беседа не вышла интересной. Цой был с похмелья, а воронежцы растерялись при виде знаменитости. «Вить, ты как там?» – «Да все нормально» – вот такой выходил диалог. Еле уговорили его спеть. Ему дали гитару Стаса Юхно, который тогда только начинал со своим «Молотовым коктейлем». Тот, кстати, впоследствии продал гитару за бешеные деньги – ведь на ней сам Цой исполнил «Группу крови». А после песни уже начались возлияния. Фанаты приставали с пивом и водкой, думая: «Да я сейчас с Цоем выпью!». А ему-то еще потом предстояло концерт отыграть. Когда фанатки откромсали Цою клок волос на память, все поняли, что пора сворачивать эту встречу. Помню, мы выходим, а я отсекаю певца от толпы поклонников, пихаю его на заднее сиденье автомобиля и сам падаю рядом, – вспомнил Шустов.
До концерта оставалось не больше часа, а организаторы концерта не знали, где исполнитель. Когда Цой приехал в ДК «Электроника», он устроился подремать в одном из подсобных помещений.
Фото из архива Альберта Попова
– А потом вышел и сыграл так, как мало кто может. Больше часа он пел без передышки, практически не делая пауз между песнями. С ревущим залом почти не говорил, максимум произносил «спасибо». Выкладывался на полную катушку, играл и пел изо всех сил. Выдающийся был концерт, – признал Вячеслав Петров.
Переполненная «Электроника» не смогла вместить всех желающих. Воронежцев не смутили даже цены на билеты: как говорят очевидцы, посещение одного концерта Цоя стоило 6 рублей, в то время как средняя стоимость билетов на подобные мероприятия не превышала трех.
– Даже на улице было много людей – они слушали динамик, который транслировал звучащее в зале. Некоторые даже пытались записать это на свои магнитофоны. А одна девушка стояла, плакала и просила милиционеров, которые не пускали безбилетников: «Пожалуйста, ребята, дайте пройти!». Те отказались. Она упала в истерике на колени: «Пустите!» Милиционеры были непреклонны, – поведал Андрей Шустов.
– Тогда не было осознания, что это какое-то историческое событие, – признался Петров. – Да, ажиотаж, да, отличный концерт популярнейшего исполнителя. Но мы не знали, что Цой сюда уже никогда не вернется.
Спустя год у «Кино» вышел альбом «Звезда по имени Солнце», который называют самым мрачным в истории группы: через тексты песен красной нитью проходит образ смерти. А еще через год, 15 августа 1990 года, Виктора Цоя не стало.