Воронежские культурные деятели два часа спорили о моде и блогах
В Доме актера прошло завершающее обсуждение исследования «Воронежский пульс».
Софья Успенская, 7 ноября 2013, 01:26
В Воронеже прошло заключительное публичное обсуждение доклада «Воронежский пульс». На десерт авторы доклада оставили главы «Медиа», «Интернет», «Кинематограф», «Мода». Модерировал дискуссию декан журфака ВГУ Владимир Тулупов.
Из людей, имеющих непосредственное отношение к тексту исследования, в этот раз, помимо редактора доклада Эдуарда Боякова, присутствовала только профессор журфака ВГУ Алла Шестерина – она участвовала в написании главы «Медиа» совместно с главным редактором и издателем московского Menu Magazine Азаматом Цебоевым. Рассказывая о своей работе над исследованием, Алла Михайловна посетовала, что найти объективную статистическую информацию о воронежских СМИ оказалось чрезвычайно сложно.
– Я поняла, что есть много непроверенных данных о разных СМИ в исследовании, но это очень ценно, что это выяснилось, потому что многие данные я получала от официальных структур, и получается, что даже у них информация неточная. Например, крайне сложно было найти информацию о списках теле- и радиокомпаний. У Союза журналистов одна информация, у регистрационной палаты другая. Многие телеканалы, упомянутые в исследовании, уже перестали существовать. Но сфера развивается так активно, что многое трансформируется на наших глазах. Закрытость медиасферы надо преодолевать.
Говоря об отношениях журналистики и культуры, авторы главы «Медиа» пришли к выводу, что качественное анонсирование культурных событий - это лучшее, что может сделать журналистика для культуры.
– Вы и в своем исследовании, и сейчас переложили вину за анонсироваие на медиа – а ведь многие организаторы вообще не информируют о своих событиях? – возразил пиарщик Геннадий Шаталов. – Если журналист что-то случайно увидел и выяснил, то будет анонс, а нет – никто и не напишет. А ведь журналист в данном случае не должен быть добытчиком информации, чтобы сделать анонс события, которое организаторы хотели бы осветить. Проблема в том, что у нас нет практики работы с информацией, нет даже раздела «PR» в исследовании.
Редактор исследования Эдуард Бояков также согласился с тем, что пиар-деятельность большинства культурных заведений хромает на обе ноги.
– В большинстве наших газет информация, к примеру, о новой выставке в музее помещается где-то на последней странице, между астрологическим прогнозом и прогнозом погоды. СМИ – это рынок, это открытая среда. А получается, что если руководитель музея получает деньги от государства, то ему вроде как и делать больше ничего не надо. Не рыпаться – вот стратегия огромного количества культурных институций, которые обладают бюджетами в десятки миллионов рублей в год, Эдуард Бояков, куратор исследования «Воронежский пульс».Не оценил главу о воронежских медиа и декан журфака Владимир Тулупов – он подготовил целый список замечаний.
– Мне показалось, что глава имеет такой перечислительный характер, – отметил Владимир Тулупов. – Да, список может уточняться, но все это есть. То, что не были привлечены эксперты, в этом проблема. Важно было понять, какие проблемы существуют, какие тренды - проблема кризиса бумажной прессы; кризис аудитории (если говорить о рынке, аудитория больше "клюет" на гламур); проблема распространения; почта и Роспечать - главные могильщики качественной журналистики: киоски торгуют чем угодно, кроме прессы; проблема контента- это самое главное; проблема свободы слова; кадры - замечательные кадры есть, но микроскопом забивают гвозди.
Остался без ответа и вопрос о воронежской блогосфере – здесь авторы исследования также ограничились перечислением никнеймов воронежских блогеров и данными об их аудитории пятилетней давности, а также забыли несколько крупных пабликов и сообществ в соцсетях.
В целом обсуждение главы «Медиа» превратилось в бурный внутрицеховой спор о проблемах региональной журналистики, после которого времени на обсуждение других глав почти не осталось. Разговоры об Интернете (эту часть исследования написал известный Интернет-деятель Антон Носик) свелись к спору, должно ли государство выделять дотации на функционирование культурных учреждений в сети.
По мнению директора кадрового агентства «Карьера» Сергея Муштенко, на создание бренда Воронежа во всемирной сети должен быть четкий запрос «сверху»:
– У нас отсутствует целостная концепция города Воронежа и продвижения его как культурной общности в Интернете, – отметил Сергей Муштенко. – А без ТЗ, как говорят рекламщики, результат ХЗ. Сейчас уже нет никакой разности между виртуальным образом и реальностью. Тут вопросы и брендирования города, и продвижения Воронежа. Средства здесь минимальные – чтобы сейчас продвинуть Воронеж даже на мировом уровне, требуется минимум средств. А эффект может быть огромный. Может благодаря этому докладу Воронеж впервые осознает себя общностью, которую можно продвигать. Как культурная столица, как научная столица.
По мнению же Эдуарда Боякова, учиться выживать в Интернете и грамотно продвигать себя культурные учреждения должны сами. – Когда я редактировал текст Антона Носика, я многое убрал, он жестче выражался, –– рассказал Эдуард Бояков. – Диагноз Носика: не надо поддерживать культурные институции в Интернете. Эти люди не научатся. Они напишут новое письмо: «Дайте 300 тысяч для присутствия в Интернете», наймут школьника, который сделает им на коленке сайт, остальное пустят на откат и увеличат количество зла в Интернете. Нельзя таким людям давать деньги.
Часть исследования, посвященная кинематографу, оказалась весьма оптимистичной. – Есть вещи, которые мы считаем очень позитивными и перспективными, – отметил Эдуард Бояков. – Мы старались все рассматривать с точки зрения продвижения и брендирования города. С этих позиций наши конкурентные преимущества - серьезные кинопроизводственные студии, точнее, пока еще их зачатки. У нас четвертый в россии it-индекс, это подготавливает феномен компании Wizart, которой Бекмамбетов заказывает фильм. Где мы проигрываем? Когда заходишь в пермскую синематеку, то просто сердце кровью обливается, когда думаешь про Воронеж. Городу очень нужен синефильский кинотеатр, площадка для киножизни, чтобы и детей учить, и с пенсионерами работать, и исторические лектории проводить.
А вот, обсуждая раздел, посвященный моде, участники дискуссии сошлись на том, что в этой сфере в Воронеже все печально.
– Я не вижу причин даже обсуждать фестивали «Экзерсис», «Русский силуэт», которые у нас в Воронеже проходят, – заявила дизайнер Людмила Короткова. – Это каждый раз одно и то же. А люди, которые интересуются этой темой, хотели бы видеть какое-то обучение, какой-то лекторий, как сделала Британская высшая школа дизайна. У нас в Воронеже, как и везде в России, дизайнер выполняет все функции, кроме собственно дизайнерской – он сам шьет, сам продает, сам себя продвигает. СМИ после фестивалей растаскивают красивые картинки, но грамотно рассказать о моде некому. Основная проблема, которая не поднята - что в Воронеже нет никакой платформы для объединения людей, интересующихся модой. Есть дизайнер, который хочет работать и творить, но после представления своей коллекции на конкурсе, он не знает, что делать дальше. Есть несколько точек, которые реализуют дизайнерские вещи, но негде учиться. Парадокс: люди, которые знают о моде, следят за блогами, никак не связаны с дизайнерами. Если как-то их объединить, возможно, у Воронежа будет какое-то лицо. Единственный выход - какие-то локальные привозы, которыми сейчас занимаются модельные агентства. У нас в городе есть много интересных направлений, куча всего, на чем можно делать моду - просто никто этим не занимается. – Индустрии моды в стране как таковой нет, потому что производство мы потеряли, – поддержал оратора Геннадий Шаталов. – Мода начинается с разработки тканей, а где у нас это?
Эдуард Бояков, подчеркнув, что в моде он не разбирается, попытался возразить, что мода относится к той категории глав в докладе, куда нельзя пускать государство так же, как и в дизайн, архитектуру и Интернет.
– На что государству надо обратить внимание здесь, так это на образование, – высказал мнение рекламист Алексей Саввин. – Я два года проработал в воронежском Доме дизайнера и занимался организацией конкурсов молодых дизайнеров. И я знаю, что, если вы сядете на таком конкурсе и просмотрите 700 коллекций, вы сразу отличите воронежские коллекции - это что-то запредельное, с искусственными цветами, обручами каким-то. Все потому, что у нас нет нормального образования в сфере дизайна.
На этом серия публичных дискуссий, посвященных докладу «Воронежский пульс» завершилась. Теперь авторам исследования предстоит внести в доклад поправки, выработанные в ходе общественных обсуждений. Предполагается, что уже до Нового года воронежцы увидят финальную версию доклада.
Ознакомиться с черновой версией исследования по главам и оставить свои комментарии можно в блоге доклада "Воронежский пульс".