Воронежские коммунальные долги пересчитали в Едином центре
Аналитики сняли большую часть финансовых вопросов в ЖКХ города.
Татьяна Омельченко, 18 декабря 2014, 18:56
Специалисты Единого расчетного центра региона завершили сверку взаиморасчетов между управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями в Воронеже. Инвентаризация, которая началась летом 2014 года, должна была разрешить многолетние финансовые противоречия в коммунальной сфере. Особенно важно это было для «Воронежтеплосети» и «РВК-Воронеж», которые перешли на прямые расчеты с населением. Проверку организовали правительство Воронежской области и администрация Воронежа.
Единый расчетный центр области (ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ») появился по инициативе губернатора Алексея Гордеева в декабре 2013 года с целью сделать расчеты за коммунальные ресурсы прозрачными.
Учредители новой структуры – правительство региона и городская администрация – в первую очередь поставили задачу внедрить систему расщепления платежей, при которой денежные средства населения направляются ресурсоснабжающим организациям (РСО) напрямую, без «захода» на счета управляющих компаний (УК). Формально операция проводилась в интересах клиентов Центра – УК, ТСЖ и поставщиков ресурсов, но больше всего выиграло население.
Примерно четверть жителей Воронежа уже оценила удобства оплаты услуг ЖКХ по новым квитанциям – их расшифровка доступна каждому желающему на сайте Единого расчетного центра Воронежской области. Но и без этого легко можно оценить адекватность начисленной суммы и сравнить, насколько больше или меньше жилец стал платить за каждый из ресурсов.
– Доскональный анализ стал возможен только благодаря переводу расчетов на стандарты расчетного центра, – прокомментировала заместитель руководителя областного управления ЖКХ и энергетики Диана Гончарова. – Мы уже сейчас видим, что этот переход сопровождается для многих управляющих компаний ломкой сложившихся стереотипов. Не всем это нравится, но работа ведет к большей прозрачности расчетов и современным правовым нормам.
В ходе сверки выяснилось, что некоторые управляющие компании производили ошибочное начисление по общедомовым приборам учета. Где-то были неисправны приборы, где-то неверно учитывалось потребление тепла нежилыми помещениями, детскими садами и коммерческими арендаторами.
Были случаи, когда поставщик выставлял счета УК по домам, которыми та уже не управляла. Деньги за ресурс жители платили в новую управляющую компанию, а должником перед поставщиком значилась прежняя УК. Например, УК«Союз» выставляла квитанции жителям, хотя договора с РСО заключить не удосужилась. УК "Наука" неправомерно взимала деньги с жильцов дома № 92 по Московскому проспекту, за что последние пожаловались на нее в прокуратуру.
– Итоги сверки мы оцениваем как продуктивные. Анализ показал, что информация об огромной задолженности УК перед РСО была сильно преувеличена,
Руслан Кочетов, генеральный директор ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ».
По словам Руслана Кочетова, после окончания сверки между поставщиками и УК остались разногласия в несколько миллионов рублей – суммы, несопоставимые с заявляемыми ранее сотнями миллионами. Оставшаяся часть долга управляющих компаний была реструктуризирована. Поставщики и УК подписали графики погашения и начали им следовать.
Самой сложной проблемой остаются долги населения. Инвентаризация показала, что в долговых кризисах зачастую виноваты не УК, а собственники, отказывающиеся платить по счетам.
– По соглашению между ресурсоснабжающими организациями и УК, право требования этого долга с жильцов взяли на себя поставщики ресурсов, – рассказал Руслан Кочетов. – И мы считаем это решение правильным. Истребование же этих сумм с управляющих организаций приведет к коллапсу в обслуживании жилищного фонда: ведь взыскание обратится на средства, собранные по «первой строке» добросовестными гражданами.