Воронежские художники устроили выставку из старых шуб, желе, камней и заляпанной бумаги
Экспозиция «Каменная поступь рассвета» открылась одновременно на двух площадках.
Софья Успенская, 6 апреля 2014, 19:41
В субботу, 5 апреля, в Воронеже открылась выставка двух воронежских художников – Ивана Горшкова и Николая Алексеева. Экспозиция «Каменная поступь рассвета» разместилась одновременно в двух пространствах – Воронежском центре современного искусства и галерее «Х.Л.А.М.».
Вернисажи двух частей проекта прошли с разницей в три часа. Первая выставка открылась в ВЦСИ и с первого взгляда кажется одним большим безобразием.
– Вот в эти дни у нас должна была открываться выставка художника Кирилла Кто, но по техническим причинам она немного передвинулась, и на какое-то время галерея у нас освободилась, – рассказывает Николай Алексеев. – И тогда мы подумали: а почему бы не сделать свою выставку и не собрать туда все, что мы давно хотели? Это что-то вроде таких штудий, легких этюдов.
– Как это обычно бывает? Куратор тебе пишет: вот такого-то числа такая-то выставка, готовь то-то и это, и ты сидишь, что-то срочно рисуешь, делаешь, отсылаешь, потом скачиваешь из Интернета фотоотчет в портфолио – и вот он весь процесс. А хочется сделать что-то для себя, для души.
Похоже, повеселились художники действительно от души – сразу и не разберешь, что здесь в шутку, а что всерьез. В нескольких залах разместились неуклюжие тряпичные звери-скульптуры Ивана Горшкова, заляпанные масляной краской картинки из Интернета, инсталляции из камней и странных предметов. В экспозиции собрали, кажется, все мыслимые формы художественного самовыражения: здесь есть живопись, видео, кинетические и статичные скульптуры, инсталляции, цифровая печать, листовой алюминий, шубы. На металлическую скамеечку вывалили зеленоватое желе непонятного происхождения, а в центре зала разместился деревянный объект, напоминающий то ли сарай, то ли козла, то ли барана, причем под «ногами» у этого барана навалена куча чего-то похожего на полупереваренную овсянку.
– Многие говорят: «Воот, эти современные художники, что они за ерунду делают, понатыкают палок в г… и выставляют это в галерее». А мы тут стали думать: а действительно, хоть раз кто-то такое делал? Никто ведь. Вот мы и решили создать такой арт-объект, – поясняет Иван Горшков.
В какой-то момент весь этот абсурд вдруг перестает быть игрой. Какие-то объекты выставки еще выглядят совершеннейшим сюром, другие уже становятся задумчивыми философскими этюдами («курьезы эпических сюжетов — негеройствующие герои, неважные участники важных событий, милые короли, живые метелки, домики, влипшие в кашу», – так определяют эту разность сами художники).
– Не заступайте за линию, – предупреждает Николай Алексеев зрителя, чуть не наступившего на экспонат – присыпанные землей античные капители («они на самом деле из строительного супермаркета, что-то такое ужасающее и пафосное») и прислоненную к ним фоторамку, где крутится ролик о море – и тут же объясняет: – На самом деле эта выставка о границах. Вот эта темная комната – она как раковина улитки. Раковины на капителях, а вот эти картины, испорченные принтером листы бумаги, – они как пейзажи, где горизонт – это граница между морем и небом.
На самом деле подписей и объяснений к экспонатам нет, поэтому понимать эти границы каждый может как хочет. Например, как границы между искусством и творчеством, между игрой и искусством, между классическим искусством и вываленным на лавочку желе, между сегодня и завтра.
– В названии содержится намек на нечто фатальное, на шаги судьбы, на неотвратимость времени, на неумолимое возникновение новых обстоятельств, – комментирует проект Иван Горшков.
Вторая часть экспозиции, открывшаяся в галерее «Х.Л.А.М.», выглядит уже несколько более серьезно – как будто объекты дурацких экспериментов (большинство из них рифмуются с объектами в ВЦСИ) успокоились и постепенно движутся от безудержного самовыражения к созиданию, а от шутовского веселья к горькой усмешке. У дверей в качестве экспоната еще висит траченная молью шуба с куском пластика внутри («как доспехи»). Но каляки-маляки на распечатках из Интернета сначала превращаются в абстрактную живопись, а в самом конце галереи зритель уже упирается во вполне осмысленный портрет – человек смотрит куда-то вдаль, вперед: что он там видит? Грубо сваренные скульптуры постепенно приобретают форму и цвет. Видео, транслирующееся на экран рядом с точно такой же, как в ВЦСИ, присыпанной землей капителью, оказывается бомбардировкой Грузии – и тут уже не до шуток.
Посмотреть и попытаться разобраться, что это было, можно до 12 апреля – выставка продлится не один день, как сообщалось раньше, а неделю. Вход в обе галереи – ВЦСИ и «Х.Л.А.М.» – свободный.
Рассмотреть экспонаты выставки подробнее можно в нашей группе "В контакте".