Воронежская скрипачка Софья Девуцкая: «Делаю уроки в свободное от скрипки время»
Обладательница серебряной медали Дельфийских игр рассказала, где мечтает играть, какую любит музыку и какие произведения ей пока не поддаются.
Олеся Шпилева, 27 мая 2014, 12:54
Пятнадцатилетняя воронежская скрипачка Софья Девуцкая вернулась с XIII Дельфийских игр России с серебряной медалью. Девочка рассказала, что выступала там не впервые: три года назад она уже ездила на Дельфийские игры, которые проходили в Твери, но тогда ничего не завоевала.
– Я бы не сказала, что это очень значимый турнир, но меня выдвинули от Воронежской области, что, конечно, почетно, – сказала скрипачка. – Более престижным является участие в узкоспециализированных конкурсах, например, я не раз участвовала в соревнованиях исключительно скрипачей. Они более важны с точки зрения профессионализма. Однако взять серебро на Дельфийских играх – тоже способ заявить о себе.
Соня считает, что в этот раз ей помог выиграть сценический опыт.
– За три года, мне кажется, я повзрослела, – сказала девочка. – Хотя, конечно, боязнь сцены совсем пропасть не может.
Соня рассказала, что в будущем видит себя музыкантом, но определенной мечты, где учиться или где потом играть, у нее пока нет.
– Все покажут мои возможности. Для начала, наверное, буду поступать в Москву, а потом даже не знаю. Но выступать хотелось бы самой, не играть в оркестре, – поделилась Софья. – Так больше возможностей воплотить свои музыкальные идеи. Даже произведения для скрипки мне кажутся интереснее, чем оркестровые. Возможность выступать сольно мне кажется самой высокой, хочется стремиться именно к ней. В оркестре – совместное творчество людей, а когда играешь соло – больше самоотдачи, контакта с публикой. Это вообще самое ценное – дарить людям радость своей игрой.
Родители Софьи Девуцкой – музыканты-теоретики, преподают в воронежской Академии искусств и колледже им. Ростроповичей сольфеджио, гармонию, анализ музыкальных произведений и полифонию. Как и все родители, они сами приняли решение о том, чтобы отдать Соню в музыкальную школу. Но скрипку девочка выбрала сама.
– Я, как и все не пианисты, должна уметь играть на фортепиано, и я умею, – рассказала Соня. – Больше того, я даже люблю играть на фортепиано, выбираю себе сложные произведения. Но сменить скрипку как основной инструмент ни в коем случае не хочу. Это абсолютно мое.
Софья рассказала, что любит строгую манеру исполнения. По ее словам, музыкант должен иметь представление о том, что он играет, чтобы моделировать свое поведение на сцене.
– Импровизация и любые творческие находки исполнителя должны зависеть от произведения, от его жанра. Например, произведения эпохи барокко, на мой взгляд, нельзя играть очень свободно, по какому-то желанию исполнителя. А романтические произведения XIX века уже свободнее в этом плане. Мне нравится достаточно строгая манера исполнения, когда музыкант не качается, не шатается, когда он играет согласно жанрам, времени написания сочинения. Мне кажется, нельзя играть так, как тебе вздумается – слишком свободно или даже развязно, – считает Софья Девуцкая.
Своим кумиром Софья назвала известнейшего скрипача Давида Ойстраха. Соня рассказала, что он привлекает ее замысловатой манерой исполнения, художественными замыслами и интеллектом.
По словам скрипачки, интеллект всегда виден, когда человек играет. Девочка призналась, что все «фишки» придумываются и формируются еще на стадии изучения произведения, так что все авторские исполнительские маневры не импровизация, а выученные ходы. Однако и для них нужно вдохновение и раскрепощение на сцене.
– Многие произведения мне пока не поддаются. Например, «Цыганка» Равеля – для этого нужна эмоциональность, которой мне недостает – я спокойный, достаточно закрытый, сдержанный человек. Мне все время говорят, мол, раскрепощайся, играй эмоционально. Мне хотелось бы развивать в себе эмоциональность. А вот с точки зрения техники – не хочу быть высокомерной, но мне кажется, что к 15 годам основной технический уровень уже достигнут. Так что разучить я могу что угодно. В целом я собой довольна, но, конечно, мне есть, куда стремиться.
Софья рассказала, что подбирает себе программу вместе со своим преподавателем Татьяной Тимошенко.
– Большое внимание я обращаю на концептуальность музыки, – сказала девочка. – Бывают произведения очень свободные, не несущие в себе какой-то нравственной, моральной нагрузки. Например, у Моцарта есть легкие, радостные, искрящиеся произведения, ничем не обремененные. А бывают произведения, допустим, Баха, Бетховена, в которых выражены моральные, этические идеи, может быть, религиозные. Меня это привлекает.
Девочка рассказала, что ради занятий скрипкой может иногда прогулять школу и не сделать домашнее задание, потому что скрипка в разы важнее всех других дел, даже если это школьные уроки. Тем не менее в общеобразовательной школе Соня – круглая отличница.
– Сложно сказать, сколько часов в день я занимаюсь, потому что я занимаюсь все свободное от уроков время. Скорее даже так: немного свободного от скрипки времени я трачу на уроки, – с улыбкой добавила девочка. – История знает примеры, когда человек был практически безграмотным и ничем не занимался, кроме своей специальности. Например, таким был Паганини. А сейчас он величайший скрипач в мировой истории, и всем все равно, был ли он грамотным, а вот сколько он сочинил произведений и как играл – это важно. То есть это оправдано. Но с другой стороны, такие вещи можно простить только гениям. Поэтому я учусь несмотря на свои приоритеты и стараюсь быть отличницей.
Софья поведала, что вообще не слушает современную музыку: рок, рэп, попса и даже джаз или блюз - не вызывают у нее никаких эмоций.
– Я тяготею к классике, играть и слушать что-то другое мне не хочется, – призналась скрипачка. – Есть еще так называемая «современная классика», но и она меня не очень привлекает, только отдельные произведения. Я вообще скептически отношусь к музыке второй половины XX века и позже. А вот современная классика, тяготеющая к психоделике и минимализму, – это вообще что-то на грани звуков и шума. Для меня это неприемлемо. Музыка должна оставаться музыкой.
Девочка рассказала, что у нее никогда не возникало проблем с запоминанием произведений, потому что она никогда не стремилась их выучить.
– При постоянной игре произведения откладываются в голове, – сказала Софья Девуцкая. – И как только я беру первые ноты, все остальное само всплывает. То есть при желании, я думаю, смогу сыграть даже те произведения, которые в последний раз играла в начальной школе.