Воронежcкий оркестр соединил классику с рок-альтернативой

Классические музыканты исполнили произведения авангардной группы Happy55.

Ксения Аносова, 1 февраля 2016, 11:30

Евгений Ярцев

Совместное выступление группы Happy55 и молодежного симфонического оркестра состоялось на большой сцене Воронежского концертного зала в воскресенье, 31 января. Этот музыкальный эксперимент – результат сотрудничества композитора Ярослава Борисова и дирижера Евгения Мингалева. Проект является частью студенческого абонемента, в который также входят концерты других направлений: классика, джаз, музыка и театр. Для Воронежа это первая попытка исполнить альтернативную музыку с симфоническим оркестром. Прозвучали как уже известные композиции Ярослава Борисова ("Теплые вещи", "Восемь"), так и произведения специально написанные для проекта, например, песня "Никому".

– Песню "Никому" я не мыслил в исполнении коллектива, она была в набросках, но я понял, что она именно здесь должна реализоваться. "Тихая музыка" – это вообще сольная пьеса на фортепьяно, атмосферная, а здесь – она видоизменена для оркестра и получилась такая многослойная, полноценная симфоническая пьеса. Произведение "Восемь" есть в альбоме, но оно явилось импульсом для создания симфонических аранжировок к тому, чтобы создать такой проект, ­– прокомментировал композитор Ярослав Борисов.

 
 

Перед концертом дирижер Евгений Мингалев и композитор Ярослав Борисов рассказали, с какими трудностями они столкнулись в процессе работы.

– Нельзя сказать, что мы внезапно решили сотрудничать. Мы практически учились вместе, вели беседы о музыке и в перспективе зрел этот проект. В прошлом году директор симфонического оркестра Вера Борисовна дала карт-бланш, предложила сделать интересный студенческий абонемент. Когда я впервые услышал коллектив Ярослава, сразу возникло представление ­– как это будет в оркестровом звучании, захотелось, чтобы кто-то еще участвовал. Поэтому я предложил Ярославу поучаствовать в этом эксперименте, – поделился дирижер Евгений Мингалев.

Для концерта музыканты выбирали и произведения, которые включают элементы поп-музыки. В программе были и простые формы, и более сложные композиции, которые напоминают творчество композиторов XX века (например, песенный цикл Свиридова или Шостаковича). Часть произведений Happy55 исполнили составом группы, другие композиции коллектива исполнил оркестр. Таким образом, каждый номер, по словам композитора, – это отдельная единица.

 
 

– Как правило, звучание поп- или рок-групп довольно ровное, это звучание в одном динамическом диапазоне. То, что мы сегодня представим, будет разнообразно еще и динамически. Это позволяет нам говорить об этом как о живой музыке, которая как будто сейчас рождается. У Ярослава очень интересный, н на что не похожий язык. Трудность для нас как для академических музыкантов была в том, чтобы привыкнуть, перестроить свое ухо, – пояснил Евгений Мингалев.

Разность техник отметил и Ярослав Борисов.

– Сложность, с которой оркестранты блестяще справились, была в том, что есть несколько инструментов, играющих в полуимпровизационной манере. Мы очень активно пользуемся приемом наслоения. Барабанщик, например, вообще ведет свою параллельную линию, изощренную, богатую, более ритмическую. Чтобы не сбиться на это, нужно обладать волей, – поделился композитор.

По словам Евгения Мингалева, академический оркестр нуждается в свежей струе.

– Я думаю, при хорошей менеджерской подаче эту программу возьмут и другие оркестры. Не хватает актуальной музыки, мало привнесения этих традиций рока, альтернативы, авангарда именно в симфоническую музыку. У молодых людей большой страх перед оркестром: думают, что симфонический оркестр – это что-то заунывное. Боятся прийти и не понять что-то, ведь это просто музыка, поэтому люди выбирают кинотеатр, где все понятно, ­– отметил дирижер оркестра.

 
 

После выступления своими впечатлениями с обозревателем РИА “Воронеж” поделился композитор Ярослав Борисов.

– В целом все получилось, что касается наших взаимодействий – минимальные потери. Я привык к оркестру, за пять интенсивных репетиций не было дискомфорта, атмосфера в зале была более, чем радушная. Я впервые услышал себя со стороны, одно дело в записи - другое дело, когда оркестр брал первые ноты… Это фантастическое волнение, ощущение почти гамлетовское, "быть или не быть": либо это сейчас зазвучит, либо я провалюсь здесь сквозь землю, ­– рассказал Ярослав Борисов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.